Четыре брака коварной королевы

Юная Жанна презирала мужа, считая его невежественным простаком, и окружающие её неаполитанские дворяне смотрели на венгерскую свиту с враждебностью. Напряжение между супругами быстро росло. А когда Папа Римский решил короновать и её мужа, тогда как она была королевой в собственном праве, то Жанна решила действовать. Она отдала приказ, чтобы утром её муж не проснулся.

Жанна или Джованна I Неаполитанская родилась около 1326 года в Неаполе, внучка короля Роберта Мудрого из Анжуйской династии. С детства предназначенная для трона, юная принцесса получила великолепное воспитание при дворе деда и славилась красотой и острым умом. В 1343 году, едва достигнув 17 лет, Жанна унаследовала корону Неаполя.

Она была образованной, сильной и талантливой девушкой, но обладала вспыльчивым темпераментом, легко поддавалась своим слабостям и вела весьма беспорядочную жизнь. Для женщины эпохи средневековья — нонсенс. Говорили, что королева отличается большим обаянием, но и не меньшей своенравностью. Жанна, к сожалению, прославилась в основном скандалами. Только-только вступив на престол вокруг неё разгорелись интриги.

Она быстро оказалась под влиянием двух властных тёток: Екатерины де Куртене и Агнессы де Перигор, которые заправляли при неаполитанском дворе.

«Двор этой королевы напоминал скорее публичный дом на посмешище всем»

Юная правительница погрузилась в сомнительные удовольствия придворной жизни, и очень скоро эти забавы приняли ужасный оборот. В 1345 году Неаполь потрясло загадочное убийство: тётка Екатерина де Куртене при участии, как поговаривали, самой Жанны, отравила свою соперницу Агнессу де Перигор с помощью ядовитой клизмы. Следующей жертвой интриг стал супруг самой Жанны, венгерский принц Андрей.

Первый муж королевы, принц Андрей Венгерский, был её двоюродным братом, обручённым с Жанной ещё в детстве. Молодой Андрей прибыл ко двору Неаполя, но его встретили холодно.

Юная Жанна откровенно презирала мужа, считая его невежественным простаком, и окружающие её неаполитанские дворяне смотрели на венгерскую свиту с враждебностью. Напряжение между супругами быстро росло. Андрей требовал королевского титула и равного правления, опираясь на поддержку своей матери, венгерской королевы Елизаветы, которая даже приезжала в Неаполь с богатствами, подкупая знать в пользу сына. Но и это было бесполезно.

Папа Климент VI сперва позволил короновать одну Жанну, но позже под давлением решил всё же короновать и Андрея. Это решение стало для него роковым: незадолго до намеченной коронации, в ночь на 19 сентября 1345 года, произошло убийство Андрея. Потому как Жанна не была намерена делить власть с нелюбимым мужем.

Той ночью принц остановился со своим небольшим двором в замке Аверсы под Неаполем. Поговаривали, что когда в покои Андрея ворвались убийцы, сама королева находилась вовсе не рядом с мужем, а в соседней комнате в объятиях других мужчин. Заговорщики застали принца врасплох. Андрея сильно поколотили, а затем задушили шёлковой лентой, вышитой рукой самой королевы, после чего его тело выбросили из окна башни во двор.

В убийстве обвинили двух дворян — кузенов королевы, действовавших по её приказу. Сама королева тоже оказалась под подозрением. Косвенно виновность Жанны подтверждалась её поведением: юная жена, по словам очевидцев, нисколько не горевала о трагической смерти супругa.

Менее чем через год после гибели Андрея, летом 1346 года 20-летняя вдова уже вновь вышла замуж, за герцога Людовика Тарентского, как раз одного из тех, кого называли возможным организатором убийства.

Горожане, узнав об этом, окружили королевский дворец, грозя самосудом. На улицах раздавались крики: «Смерть изменникам и королеве!». Народ считал её падшей женой и предательницей. Испуганная Жанна публично клялась найти и наказать убийц мужа.

Для отвода глаз был устроен показательный судебный процесс: схватили нескольких придворных, которых королева сама считала опасными для себя. Их подвергли пыткам и казнили — некоторых, как близкую фрейлину, живьём сожгли на костре на главной площади.

Жанна, по свидетельствам современников, хладнокровно наблюдала расправу с балкона, спасая свою корону ценой чужих жизней. Через три месяца после гибели мужа королева родила сына Карла Мартила, но младенец прожил недолго.

Тем не менее, Жанне удалось удержать власть, во многом благодаря своему характеру и второму браку с Людовиком Тарентским, представителем своей же династии.

Однако за пределами Неаполя за смерть Андрея поклялись отомстить. Людовик I Великий, король Венгрии и старший брат Андрея, ни на миг не поверил результатам неаполитанского «расследования». В начале 1348 года венгерский монарх двинул армию на Неаполь, с целью наказать виновных.

Людовик Тарентский, хотя и был отважным воином, не смог организовать достойный отпор, его войска потерпели поражение, и вскоре венгры вошли в Неаполь.

Жанна с мужем в страхе бежала во французские владения своего дома, в Прованс, прихватив королевскую казну. Казалось, её правлению пришёл конец, но она снова вышла сухой из воды.

Южную Италию настигла чума. Венгры покинули Неаполь, разнеся болезнь по Европе. В 1348 году король Людовик спешно отступил обратно в Венгрию, временно оставив Жанну в покое.

Уже в следующем, 1349 году, король Венгрии повторно двинулся на юг, решив довести дело до конца. Жанна и Людовик Тарентский вынуждены были во второй раз спасаться бегством, на этот раз они укрылись в прибрежной Гаэте. Обстановка стала критической: венгерские войска хозяйничали в стране, а у королевы не осталось средств отстоять свои права.

Тогда Жанна обратилась за милостью к самому Папе Римскому. Климент VI, пребывавший тогда в Авиньоне, выступил посредником между королевой Неаполя и королём Венгрии.

По договорённости, оба монарха согласились подчиниться результатам церковного следствия об убийстве Андрея. Жанна лично прибыла в Авиньон и предстала перед папским трибуналом, пытаясь оправдаться от подозрений в мужеубийстве — небывалое зрелище для средневековой Европы.

Вердикт последовал на удивление мягкий и странный. Папа признал, что королева могла быть участницей заговора против мужа, «но не виновной, поскольку она действовала по наущению дьявола». Жанну нарекли орудием сатаны, а значит, простил ей грехи. Король Людовик Венгерский, удовлетворённый таким формальным осуждением, вынужден был принять решение церкви.

Он отказался от притязаний на Неаполь и отвёл свои армии, признав Жанну законной королевой. Вскоре, впрочем, всем стала ясна истинная цена этого оправдания. Выяснилось, что хитроумная неаполитанская королева уступила папству город Авиньон буквально за бесценок. Климент VI приобрёл желанную резиденцию, а Жанна — папское покровительство и индульгенцию за грехи.

Вернувшись в 1352 году в свой разграбленный дворец, Жанна могла вздохнуть свободнее, главная угроза миновала. Её второй супруг Людовик Тарентский тоже торжественно въехал в освобождённый Неаполь и принялся фактически править от имени жены. В последующие годы королева, кажется, поутихла и занялась восстановлением двора.

На время двор стал даже благопристойнее. Жанна покровительствовала наукам и искусству, прослыла меценаткой, вокруг неё блистали поэты, учёные, художники. Блеск и культура неаполитанского двора в её царствование поражали иностранных гостей, хотя простой народ оставался в нищете. Отношения Жанны с мужем вскоре тоже дали трещину. Людовик Тарентский, разделяя пристрастие жены к земным удовольствиям, какое-то время закрывал глаза на её измены. Однако вскоре Людовику эту пресытило.

Он попытался укротить легкомысленную супругу. Людовик отстранил Жанну от государственных дел, жёстко ограничивал её траты и даже прибегал к рукоприкладству, обращаясь с ней как с непокорной служанкой. Королева впервые оказалась под чьим-то контролем, но почему-то особо не давала отпор. Когда в 1362 году Людовик Тарентский скончался, скорее всего от чумы, Жанна не слишком горевала.

После смерти второго мужа 40-летняя королева вновь обрела полную власть и свободу. Но страна по-прежнему страдала от заговоров, управлять королевством в одиночку было нелегко. Жанна понимала, что ей снова нужен супруг, но такой, кто будет покорен ей и не отнимет власть, как это сделал Людовик.

Она выбрала человека заведомо зависимого, обнищавшего принца Хайме или Якова IV Майоркского, титулярного короля без королевства. В 1363 году состоялась свадьба, причём в брачном договоре оговорили, что Яков не получит в Неаполе титула короля и не будет вмешиваться в управление. Так и вышло: новоиспечённый супруг жил в Неаполе на положении короля-консорта и вскоре заскучал, мечтая вернуть себе Майорку.

Его амбиции привели к конфликтам: Яков в пух и прах разругался и с женой, и с её роднёй. На следующий год он фактически бросил Жанну, уехал во Францию, собирая силы на безнадёжный поход за майоркской короной, но попал в Кастилии в плен к Энрике Трастамаре.

Жанна выкупила мужа за огромные 40 тысяч дукатов, так что непокорный супруг дорого обошёлся пустеющей казне Неаполя. Но даже после освобождения Яков не отказался от своих притязаний, и супруги продолжали ссориться.

В конце концов, измученная Жанна решилась на крайние меры: она велела тайно арестовать мужа и держала его под стражей более полугода, надеясь остудить его пыл. Но стоило Якову вырваться на волю, как он тут же бежал в 1374 году в Испанию и вновь попытался воевать, и на этот раз погиб, потерпев поражение.

В народе снова заговорили, что Майоркский принц едва не свёл её с ума своими выходками, а его загадочная смерть произошла как нельзя кстати.

Недоброжелатели утверждали даже, будто королева причастна к тому, что неугомонный муж выпил яд. Положение Жанны становилось всё более шатким. Ей было за 50 лет, а у неё не осталось ни детей, ни прямых наследников. Единственный сын давно умер в младенчестве. Тревожась о будущем престола, королева захотела примириться со своим давним врагом, венгерским двором.

Чтобы заручиться поддержкой Венгрии, она объявила наследником троюродного брата Карла Дураццо, ставший Карлом III Малым, и даже выдала за него свою племянницу. Молодой Карл вырос при венгерском дворе и приходился любимцем короля Людовика Великого, так что этот выбор казался разумным компромиссом. Но хитроумный Людвиг Венгерский, получив желаемое, вовсе не смягчился, напротив, он продолжил плести интриги, подстрекая Карла против Жанны.

В 1378 году в католическом мире разразился раскол: после смерти Григория XI часть кардиналов провозгласила папой Климента VII в Авиньоне, а другая часть признала в Риме Урбана VI. Жанна, помня помощь Авиньона, поддержала «антипапу» Климента VII, чем навлекла гнев другого Папы Римского.

Разгневанный Урбан VI отлучил неаполитанскую королеву от церкви. Более того, Папа Римский Урбан признал истинным королём Карла Дураццо и призвал его свергнуть непокорную «еретичку».

Оказавшись под угрозой нового вторжения, Жанна совершила последний отчаянный поступок. В 1380 году она внезапно изменила завещание, вычеркнув Карла из наследников, и объявила своим приемным сыном и наследником французского принца Людовика Анжуйского — брата короля Франции.

Этот дальний родственник должен был, по её замыслу, защитить «приёмную мать» от агрессии Венгрии и Папы Римского. Более того, в 1381 году 54-летняя Жанна спешно вступила в свой четвёртый брак, с немецким авантюристом Отто Брауншвейгским, прославленным капитаном наёмников.

Она искала в нём сильного военачальника, способного защитить королевство, и Отто действительно оказался храбрым рыцарем, который ради супруги готов был сражаться до конца. Однако этими решениями Жанна лишь ускорила свою погибель.

Оскорблённый Карл Дураццо, лишённый наследства, заключил союз со своим покровителем, венгерским королём Людвигом, и собрал войско, заручившись благословением Папы Урбана. В 1381 году армия Карла при поддержке папских денег вторглась в Неаполитанское королевство.

Отто Брауншвейгский храбро сражался за жену, но силы были неравны. К тому же многие неаполитанские бароны, уставшие от непрекращающихся авантюр королевы, перешли на сторону молодого Карла, родившегося в Неаполе. В решающей битве войска Отто потерпели поражение, сам герцог попал в плен. Карл триумфально вступил в Неаполь, где был встречен частью знати как освободитель.

Жанна, покинутая почти всеми, заперлась в своём замке Кастель Нуово. Ещё некоторое время гордая королева держала оборону практически в одиночестве, но вскоре оказалась в полном окружении и была вынуждена сдаться.

Карл Дураццо поначалу держал свергнутую родственницу под стражей, относясь к ней с показным почтением. Ему нужен был документ об отказе Жанны от усыновления Людовика Анжуйского, узурпатор надеялся узаконить своё положение. Полгода Жанна не сдавалась.

Наконец терпение Карла лопнуло. Не желая оставлять опасную соперницу в живых, он решил хладнокровно расправиться с ней. В мае 1382 года по приказу нового короля несколько венгерских наёмников задушили 56-летнюю Жанну в темнице замка Муро.

Бывшую королеву удушили шелковым шнурком, когда она молилась. Карл объявил, что казнил Жанну во искупление убийства его несчастного дяди Андрея.

Оцените статью
Четыре брака коварной королевы
Налог на бездетность