Жених и невеста – король и принцесса Шотландии – ждали приговора. Архиепископ Ансельм громко, во второй раз спросил у собравшихся: считают ли они эту пару достойной для брака? Он-то сам давно определился.
Ансельм считал, что девушка не имеет права выходить замуж, потому что много лет жила в монастыре. Ее удел – покорно служить богу. Но голоса в соборе дружно поддержали государя и его невесту: пусть женятся!
Та самая принцесса Шотландии могла и не дойти до алтаря. Слишком много имелось препятствий! Она была дочерью короля Малькольма III, у которого в двух браках родились десять детей. Как это часто бывало в королевских семьях, некоторых отпрысков с рождения «завещали» монастырям. Пусть дети растут в благодатной среде, молятся за своих братьев и сестер… Это считалось правильным, удачным решением!
Двух дочерей – Эдиту и Марию – также пообещали отдать в обитель. Эдите было семь, а ее сестричке четыре года, когда девочек посадили в повозку и отвезли в монастырь Ромси. Настоятельницей в этой обители была их тетушка, Кристина. Она-то и должна была стать для принцесс одновременно второй матерью и наставницей.
— Вы будете святыми, девочки мои, — с умилением говорила Кристина, — чистыми, как горлицы!
Они были еще слишком малы, очень скучали по дому. Старшая принцесса писала отцу, как она хочет снова увидеть его. И король Малькольм сорвался в монастырь. Нарушив все правила, прямо вошел в ту часть обители, которая обычно была закрыта от посторонних – где жили монахини и маленькие принцессы. И увидев их худенькие бледные личики, решил: он забирает малышек.
Эдита и Мария крепко держались за руки. Они вернулись домой, но их ждало большое потрясение – их любимая матушка серьезно захворала. Королева Маргарита была так плоха, что возле нее день и ночь сидели прислужницы и лекари.
Дочери горячо молились возле ложа больной, но их молитвы услышаны не были. Беда пришла не одна: 13 ноября 1093 года погиб король Малькольм III. Он попал в засаду вместе со своим сыном, Эдуардом. Принца не стало на следующий день.
Когда королеве Маргарите доставили эти скорбные вести, она потеряла сознание. 16-го ноября оплакали и ее.
— Нельзя было забирать их из монастыря! – немедленно решили королевские советники. – Была нарушена Божья воля, и вот результат!
Девушек-принцесс немедленно отправили в обитель Уилтон. Их начали постепенно готовить к монашескому постригу.
Эдита была прилежнее, чем сестра. Она совершенно точно знала, что не собирается становиться монахиней, но не решалась на открытый бунт. Младшая, Мария, была куда более бойкой. Когда ей в очередной раз предложили принять постриг, она ответила целым выступлением на латыни.
Опираясь на жития святых, которые она прочла в немалом количестве, Мария сделала вывод – далеко не все они были монахами! Даже ее собственную мать, королеву Маргариту, собирались причислить к лику святых, в память о ее благодеяниях и добром нраве. Вот и принцесса смело заявила: чтобы творить богоугодные дела, чтобы окружить себя ореолом святости, можно оставаться «в миру».
Возразить было нечего! Эдита с восхищением смотрела на сестру – она до такого даже не додумалась.
Но Мария на этом не остановилась. Она знала, что в Шотландии неспокойно, что трон переходит из рук в руки, и что ей нельзя рассчитывать на наследство. Но она была принцессой! Принадлежность к королевскому роду всегда значила очень много… Так что даже без гроша за душой Мария оставалась важной фигурой.
Главное, чтобы было на кого опереться…
Бабушка Марии и Эдиты была из нортумбрийских дворян. Знатное семейство, древнее. Бабушка давно уже предстала перед Всевышним, но у нее были родственники. Вот им-то и решилась написать принцесса Мария. Рассказала все, как есть: ее принуждают к постригу, сестру – тоже. Она мечтает уехать из Уилтона, но ей просто некуда. Если ей помогут, она в долгу не останется. Не всегда же в Шотландии будут беспорядки.
Почта одиннадцатого века доставлялась долго. Письмо Марии шло до адресата четыре месяца. Но родственники сделали верный выбор: они решили поддержать принцессу. В назначенный день и час повозка ждала девушку возле монастыря, оставалось только незаметно выскользнуть. Когда Мария рассказала об этом своей сестре, то Эдита пришла в ужас.
— Побег из монастыря может привести к отлучению из церкви! – произнесла она.
— Мне все равно, — жестко заявила Мария. – Я тут не останусь.
Сестры обнялись и расстались. Принцесса успешно покинула Уилтон и переехала под покровительство семьи своей бабушки.
Мария много думала об Эдите. Ей было жаль эту хорошую умную девушку… Но она и подумать не могла о том, что произойдёт позже – в 1100 году Эдиту забрал из монастыря новый король Англии. Генрих I Боклерк нуждался в знатной невесте, и Эдита идеально подходила. А когда Генрих увидел ее в первый раз, то все сомнения отпали сразу. Она была так красива!
Эдиту попросили только об одном – сменить имя. Так она и стала называться Матильдой… И вошла в историю под этим именем. Но когда уже шла подготовка к свадьбе, внезапно воспротивился архиепископ Ансельм. Он заявил, что жениться на монахине невозможно.
— Я клянусь, что не принимала пострига, — заявила Матильда.
Но даже в день венчания Ансельм все равно задал вопрос в храме: может быть, кто-то возразит против этого союза? Девушка-то – почти монахиня! Но подданные поддержали государя и его избранницу.
Одновременно с этим изменилось положение Марии. Она была нищей изгнанницей, о которой позаботились родственники, а стала сестрой английской королевы. Теперь ее привезли ко Двору и девушки после четырехлетней разлуки обнялись. Матильда пообещала, что обязательно устроит и судьбу своей любимой сестры. Выбор пал на молодого и очень богатого Вильгельма, графа Мортена.
Этот молодой мужчина тоже принадлежал к королевскому роду, у него имелись обширные владения, несколько замков. Но, когда сам государь Генрих I предложил ему руку Марии, граф высокомерно заявил:
— Не возьму монахиню в жены!
Напрасно его пытались убедить, что Мария просто жила в монастыре, что она никогда не давала монашеских обетов, граф был непреклонен. Принцесса чувствовала себя униженной.
— Не беспокойтесь, дорогая сестра! – возмущенно сказал король. – Я найду вам мужа еще лучше!
Это было делом чести – утереть нос Мортену. И тогда предложение поступило графу Евстахию Булонскому, одному из крупнейших землевладельцев Англии.
Он был на двадцать (по другим данным на тридцать) лет старше Марии. Успел побывать в крестовом походе, претендовал на трон Иерусалима. Евстахий никогда не был женат и… с радостью согласился обзавестись прелестной молодой супругой. Да еще и королевского рода! Сговорчивый жених приехал к Марии свататься в 1101 году. И они моментально поладили. Прагматичная Мария, узнав, какие земли находятся под контролем ее возможного супруга, согласилась сразу.
Свадьбу сыграли пышную и веселую. Мария стала графиней Булонской и перебралась туда, на континент. Она подарила мужу единственную дочь, которую назвали Матильдой – в честь переименованной Эдиты. В 1116 году Мария скончалась, а граф Булонский со временем удалился в монастырь, где и закрыл глаза навеки в 1125-м. Огромное графство Булонское стало наследством маленькой Матильды.
Надо сказать, что этой девочке выпала удивительная судьба – однажды она даже стала королевой Англии! Но об этом, наверное, поговорим как-нибудь в другой раз.