Замуж за евнуха

Ласки гостя в самом неподходящем месте смутили молодую красавицу. «Как же так, Газанфер-ага, — воскликнула она. — ведь ты же евнух!». Наложница отступила, глядя на Газанфера с изумлением. Такого сюрприза она никак не ожидала.

История эта началась в 1559 году, когда венецианская аристократка Франческина Цорни отправилась в путешествие в город Будуа (ныне — Будва, Черногория).

Франческина спешила к своему благородному супругу Джакомо Цорни, который являлся подестой (т.е. градоначальником) Будуа.

Вместе с госпожой Цорни были и ее дети — две дочери и два сына-подростка.

Шли посуху, а земли, по которым двигался караван, были весьма дикими и опасными. Так, в южной Далмации случались нападения османских разбойников, наводивших ужас на путешественников.

Караван Цорни охранялся отрядом прекрасно вооруженных воинов. Когда османы налетели на путников, точно песчаный ураган, венецианцы отчаянно сопротивлялись, но силы были неравны.

Разбойники перебили охрану, разграбили караван и захватили в плен прекрасную Франческину и ее детей.

Подесте Джакомо Цорни стало известно о похищении его семьи. Благородный венецианец немедленно отправил османам послание, в котором предложил колоссальный выкуп за своих родных.

После длительных переговоров турки согласились вернуть из плена Франческину и девочек. Мальчиков же к тому времени уже отправили во дворец Сулеймана Великолепного. Все попытки подесты вернуть сыновей не принесли успеха.

В Стамбуле братьев заставили принять ислам. Венецианцы получили новые имена — Газанфер и Джафер.

Сулейман назначил пленников слугами своего сына шехзаде Селима, ставшего наследником престола после того, как был казнен шехзаде Мустафа.

В 1566 году султан скончался, и Селим стал новым повелителем. Газанфера и Джафера государь отправил служить во внутренние покои дворца Топкапы.

Рядом с внутренними покоями располагался гарем Селима, и полноценные мужчины находиться там не могли. Молодым венецианцам против их воли и желания предстояло примерить на себя личину евнухов.

В 1567 году братьев привели в специальную комнату, предназначенную для весьма деликатной процедуры.

Увы, организм Джафера оказался слишком слабым, чтобы перенести весьма травматичную операцию. Примерно через месяц юноша скончался. Его брат Газанфер оказался сильнее и выжил, но не как мужчина.

Бедный венецианец «переродился» в евнуха, и теперь он мог свободно посещать внутренние покои. У Газанфера появились новые возможности при дворе, и он в полной мере ими пользовался. Используя природную хитрость и изворотливость, евнух постоянно увеличивал свое влияние.

В 1577 году новый султан Мурад III назначил Газанфера на важную должность капы агасы — главного белого евнуха во дворце. Через пять лет венецианца повысили до одабаши — главного евнуха покоев султана.

Мурад полностью доверял новому одабаши, и вскоре Газанфер-ага стал одним из самых влиятельных и богатых людей Османской империи. У Газанфера появился собственный шикарный дворец-медресе, деньги, драгоценности, собственные слуги, конюшня.

В 1580 году султан назначил Газанфера начальником Эндеруна — по сути дела, учебного центра для молодых управленцев империи. Влияние одабаши не знало пределов: повелитель советовался с Газанфером по всем вопросам, начиная от личных и заканчивая государственными.

Став в Османской империи влиятельнейшим человеком, венецианец не забыл свою семью. В 1590 году Газанфер пригласил в Стамбул мать и сестру.

Франческина Цорни была потрясена достижениями сына, который жил как султан в собственном дворце в окружении богатства и роскоши.

Одабаши добился для матери и сестры разрешения на посещения дворца султана без специального позволения и в любое время.

Вскоре Топкапы сотряс некрасивый скандал: Франческина поссорилась с матерью визиря Омера-аги, которая также была венецианкой.

Мать визиря жила в Османской империи много лет, она давно и добровольно приняла ислам. Узнав об этом, Франческина обрушилась на соотечественницу с обвинениями: по мнению синьоры Царни, пожилая женщина предала христианскую веру.

Газанфер-ага с трудом погасил конфликт.

В 1595 году скончался Мурад III, и новым султаном стал Мехмед III, сын Сафие-султан.

Сафие также имела венецианское происхождение, и в свое время Газанфер поспособствовал возвышению при дворе похищенной пиратами девушки.

Сафие-султан благоволила евнуху, благодаря чему он, по сути дела, стал управлять страной вместе с молодым султаном и его матерью.

При «правлении» Газанфера-аги во дворце стали жить художники, поэты, историки. Помимо прочих, одабаши дал приют знаменитому философу Гелиболулу Мустафе Али.

Но далеко не все в жизни Газанфера было гладко. В Стамбуле распространялся слух, что венецианец «не совсем евнух», а проведенная ему в свое время операция была лишь частичной.

Говорили, что некая наложница вышла замуж за евнуха, и живет у него во дворце в тайной комнате.

Эти разговоры были крайне опасными, ведь Газанфер много лет был вхож в гарем султана. Что, если дети османских повелителей являлись вовсе не их детьми?

Когда знать стала требовать казни евнуха, лишь помощь Сафие-султан спасла его от верной смерти.

Слухи привели к тому, что влияние Газанфера-аги стало снижаться. Падал и авторитет Сафие-султан, которую называли «венецианской выскочкой».

В 1601 году янычары, сипахи (тяжелая кавалерия) и улемы (ученые мужи) объединились против Сафие и «ее евнуха».

Бунтовщики заявили, что Мехмед не управляет государством, передав всю власть венецианцам.

Сафие-султан потребовалось напрячь все силы, чтобы усмирить бунт.

Но мир в Османской империи был непрочным. Уже в 1603 году янычары и сипахи снова объединились и подняли восстание. На этот раз бунтовщики выступили против коррупции и выросших цен на еду.

Аристократы собрали диван, в ходе которого представители янычаров обвинили валиде и Газанфера в разрушении страны.

На этот раз требование янычаров было жестким — передача Мехмедом власти его сыну Махмуду. Всех сторонников Сафие бунтовщики требовали казнить, а валиде — выслать за границы империи.

Султан понял, что без больших уступок ему не обойтись. Мехмед согласился казнить своих любимых придворных, лишь бы только не трогали его мать.

Одной из «необходимых жертв» стал и Газанфер-ага.

6 января 1603 года во дворе дворца Топкапы сторонникам Сафие отрубили головы.

Евнух, по воспоминаниям, принял казнь с необычайным достоинством. Газанфер заранее написал сценарий своих похорон, который Сафие-султан исполнила в точности.

Оцените статью
Замуж за евнуха
«Папенька, не надо!»