Нельзя было любить, нельзя беременеть и нельзя лгать королеве. Рене исполняла все правила в точности, ведь она дорожила расположением Екатерины Медичи. В «летучий эскадрон» ее выбрали за красоту. Поэты воспевали ее голубые глаза и белокурые локоны. Но постепенно стали говорить, что Рене – губительница мужчин. И вот почему!
Она была дочерью губернатора Бретани и принадлежала к очень древнему роду. Говорили, что фамилия «Рье» — это старофранцузский вариант слова «Roi», то есть, король. Получается, что предки Рене были бретонскими королями? Кто знает!
Рождение девочки в 1550-м году восприняли как добрый знак. Пусть будет в семье невеста, которая потом удачно выйдет замуж! Рье давно породнились со всей местной знатью, и были не прочь протянуть династические ниточки куда-нибудь подальше. Тем более, что Рене росла и хорошела, и превратилась, к пятнадцати годам, в великолепную красавицу!
Судьбу девушки помог устроить ее дядюшка. Клод де Рье был маршалом Франции, а еще родственником королевской семьи: ему позволили жениться на принцессе Сюзанне де Бурбон. Именно с его подачи хорошенькая Рене попала ко Двору и была замечена королевой-матерью.
Екатерина Медичи, которая носила черное с момента гибели на турнире ее супруга, посчитала, что мадмуазель де Рье будет украшением ее «летучего эскадрона».
В «эскадрон» входили девушки родовитые и очень красивые. Они были обязаны во всем слушаться королеву и выполнять ее поручения. Фрейлины ее величества получали жалованье и должны были следовать трем негласным правилам: не влюбляться, не беременеть и не лгать.
Когда одна из девушек, мадмуазель де Лимей, в 1564 году произвела на свет незаконного ребенка, это вызвало много шума! Королева-мать поспешно выдала де Лимей замуж, а ребенка спрятали.
Девушки дорожили своим положением. Ведь при удачном стечении обстоятельств они могли очень хорошо выйти замуж! Кроме того, королева наделяла некоторых приданым…
У Рене не было надобности мечтать о приданом. Дело в том, что она была богатой наследницей и могла себе позволить большие траты, живя при Дворе. У красавицы появились роскошные наряды, настолько изысканные, что ее стали называть законодательницей мод… А затем она одержала еще одну победу – в нее влюбился герцог Анжуйский, сын Екатерины Медичи.
Принято считать, будто бы Генрих де Валуа, герцог Анжуйский, избегал общества женщин. Но это совсем не так! Достоверно известно, что Генрих воспылал любовью к мадмуазель де Рье, и она, по всей видимости, принимала его знаки внимания. Но потом у герцога появилась другая любимая, принцесса Мария Клевская. И Рене была очень разочарована!
У принцессы Клевской и герцога Анжуйского ничего не могло сложиться – Мария была обещана другому и вышла замуж. Затем Генрих уехал в Польшу, где его провозгласили королем… События сменяли друг друга с невероятной быстротой: в Польше Генрих не задержался, Мария умерла, и вот уже он в Париже, надевает корону Франции. Брат Генриха скончался, и теперь трон перешел к следующему в роду…
Говорили, что прекрасная Рене мечтает стать королевой. Она бросилась утешать Генриха III, но он оттолкнул ее. Король тосковал по Марии и поэтому взял в жены девушку, которая была похожа на нее – Луизу де Водемон. Какой удар по честолюбию гордой бретонки!
Та самая Луиза уступала Рене в красоте. И была не такой родовитой… Но теперь мадмуазель де Рье была вынуждена ей кланяться, и делала это с большой неохотой… Новая королева раздражала ее, и Рене стала позволять себе дерзкие выходки: например, она заказывала себе платья в точности, как у Луизы.
В 1575 году стало понятно, что Генрих III больше не обратит свой взор на Рене. Вот поэтому, с одобрения королевы, девушка пошла под венец за капитана королевских галер, сеньора Антинотти. Теперь она была не фрейлиной, а придворной дамой. Положение ее при Дворе все еще оставалось прочным, пока не произошла вот какая история.
Флорентиец Антинотти, хотя и заполучил в жены красивую женщину, любил посматривать по сторонам. Рене злилась. Однажды она ворвалась в покои мужа, когда он был с другой и… пустила в ход кинжал. Конечно, после этого началось судебное расследование, но вовремя вмешался король. Памятуя о прежней любви, которую он питал к Рене, он спас ее. Ей только запретили появляться при Дворе.
Бывшая фрейлина спустя некоторое время снова вышла замуж – за барона Филиппа де Кастеллана. В честь этого события король даже даровал им новый, графский титул. Жили супруги в Марселе, у них появились дети, и ничто не предвещало беды.
До поры до времени.
Но вот губернатором Прованса назначили незаконного королевского брата, герцога д’Ангулема. Этот человек был бастардом Генриха II от шотландской гувернантки леди Флеминг. Он получил воспитание и образование, не хуже, чем другие дети короля. Однако – вот незадача! – герцог не отличался большим умом.
Муж красавицы Рене так и говорил в глаза губернатору: «Вы глупы!». Население разделяло мнение графа де Кастеллана, но вот Ангулем обиделся. И вызвал насмешника на дуэль. И в 1586 году это закончилось плохо для них обоих – погиб и губернатор, и граф.
Теперь Рене была дважды вдова! А в 1589 году бывший возлюбленный Рене, король Франции, был заколот фанатиком.
Вот тогда-то и стали говорить про женщину – она-де Губительница мужчин. Трое, имевших к ней самое непосредственное отношение закончили свою жизнь совсем не так, как планировали…
Долгое время было принято считать, что дата смерти Рене де Рье не сохранилась. Но в 2016 году обнаружили новый документ, в котором четко указано, что в 1607 году мадам де Кастеллан владела в Марселе большим домом с тремя садами, двумя дворами, конюшнями и погребом. Так что Рене скончалась позже 1607 года. Согласитесь, это уже что-то.