Тайный папенька

Опустив глаза, она ждала его решения. Прогонит барин? Осерчает? И, хотя Феня ничего плохого от Ивана Андреевича не видела, ей все равно было боязно. А он, надевая свой просторный теплый халат, продолжал молчать.

— Дите будет, — прошептала Феня снова.

— И пусть будет, — весело отозвался Крылов.

Всплеснув руками, Феня упала на колени. Разрыдалась. С самого утра она опасалась только одного – что ее, тяжелую, выставят на улицу.

…Восставший казак Емельян Пугачев называл офицера Андрея Крылова своим личным врагом. Тот служил в Яицкой крепости, когда началось восстание. Опасаясь за жизнь супруги и пятилетнего сынишки Вани, Крылов отослал их в Оренбург. А сам взял на себя руководство крепостью. Оказалось, что тамошний комендант ни на что не годен: слаб, боязлив и готов сдаться!

Так что казаки зря кружили возле Яицкой твердыни. Окруженная рвом и валом, она стояла крепко. Окрестные деревеньки уже были захвачены, а вот крепость держалась.

«Пугачёв скрежетал. – позже напишет Алесандр Сергеевич Пушкин. — Он поклялся повeсить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был и ребёнок, впоследствии славный Крылов».

Оренбург находился в осадном положении. Провиант в город не доставляли, все перехватывали казаки. Так что наступил голод… Испуганный мальчик Ваня навсегда запомнил эти ощущения: когда в животе крутит, урчит, а мать может подать ему лишь кружку с водой. Неудивительно, что, когда он вырос и разбогател, то не отказывал себе во вкусной пище. Крылов славился, как большой гурман и знаток самых изысканных блюд!

Увы, капитан Крылов, который проявил выдержку и мужество, после окончания восстания начальством отмечен не был. Ни наград, ни чинов… После выхода в отставку поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь (кроме Вани появился еще и мальчик Лев). Жили скромно, почти бедно. Так что восьмилетнего Ивана пристроили работать канцеляристом. А когда отец в 1778 году скончался, то дела и вовсе пошли из рук вон плохо. Что оставил Крылов своему сыну? Сундук с книгами…

По счастью для Вани, помещики Львовы очень тепло относились к семейству Крыловых. Помогли любознательному мальчику выучиться французскому языку, подсказали, как надо похлопотать, чтобы семья получила пенсию по утрате кормильца. Пришлось Крыловым перебираться в Петербург. Там-то Иван и устроился в казенную палату.

У него не было системного образования, но имелась тяга к знаниям. А она, порой, намного важнее! Крылов сам читал, сам разбирал учебники, а в пятнадцать лет написал комическую оперу. С восемнадцати он уже плотно занялся литературой. И это, как мы знаем, сделало его и знаменитым, и состоятельным человеком.

Ему было двадцать два года, когда он влюбился в Аннушку, дочь брянского священника. Дела его в ту пору шли лучше, но на содержание семьи денег у него бы не хватило. Поэтому, посватавшись к Анне и получив отказ, Крылов не слишком расстроился. Он поступил, как честный человек. Ну а коли не пришелся ко двору…

А несостоявшаяся невеста влюбилась в него! И умоляла родителей позволить ей пойти замуж! Когда Анна от переживаний захворала, то семья махнула рукой: пусть. Немедленно отписали в Петербург: дескать, Иван Андреевич, улыбнулась вам удача. Решили мы, по серьезному размышлению, дать соизволение на брак с Анной. Можете приехать за своей избранницей!

«Милостивый государь, — отписал Крылов в ответ, — поскольку в настоящий момент я не располагаю средствами для посещения вашего города, то буду вам признателен, если вы привезете Анну Николаевну в Петербург. По ее прибытию мы немедленно сыграем свадьбу».

Это письмо посчитали оскорбительным. А ведь Крылов рассказывал чистую правду. Не был он достаточно обеспечен, чтобы совершать поездку туда и обратно! Брак не сложился, а девушка так и не вышла замуж. Вероятнее всего, родители Анны впоследствии сильно жалели, что оказались такими неуступчивыми. Ведь Крылов спустя некоторое время завоевал большую популярность! Его принимали у себя императорские особы!

В 1816 году, Ивану Андреевичу Крылову выделили квартиру при Публичной библиотеке. Разумеется, ему потребовалась прислуга. И вот тогда экономкой (по другим источникам, кухаркой) к нему и нанялась молодая женщина.

Ее звали Аграфеной, а по-домашнему просто Феней. Откуда она пришла? Кем была до работы у Крылова? Кто-то считал, что Феня была дочерью экономических (лично свободных) крестьян. Другие уверяли, что она родилась в городе, происходила из бедного мещанского семейства. Так или иначе, но работа была ей очень нужна. А барин оказался спокойный и щедрый. Да и не особенно привередливый!

Она была ни особенно ловкой, ни умелой поварихой. Но Крылов не бранил ее. Наоборот. Спустя очень недолгое время привязался к ней накрепко. Феня не только убирала и готовила, она подавала Ивану Андреевичу книги, которые ему требовались для работы. Кто-то из друзей Крылова, заглянув к нему однажды, удивился, что Феня безошибочно находит тома на греческом и латыни.

— Неужели Феня знает по-гречески? – спросили у Крылова.

Он рассмеялся.

— Она запомнила, как они выглядят.

В свою частную жизнь Крылов никого не посвящал. А потому о характере его отношений с кухаркой можно было только догадываться. Не сообщалось и о рождении кухаркиной дочери…

История о новорожденной всплыла, когда к Ивану Андреевичу, без предупреждения, приехал его старый знакомый. Они водили дружбу еще в Твери. Когда гость вошел в комнаты, то не обнаружил ни души, а вот на кухне плакал ребенок. И каково же было удивление визитера, когда он увидел, как над колыбелькой склонился баснописец. Да с такой нежностью смотрел на младенца!

— Уж не стали ли вы нянькой? – усмехнулся гость.
— Да вот родители… Ушли Бог знает куда, бросили бедного ребеночка, — ответил Крылов и принялся укачивать младенца, пока не появилась Феня.

Малышку назвали Сашей, и крестил ее лично Крылов.

«Его дочь», — уверенно шептались между собой знакомые.

Крылов не отрицал, но и не соглашался с ними. Положение его было таково, что жениться на кухарке он никак не мог. Но вот дать девочке хорошее воспитание – вполне. Тайный папенька обожал свою дочь. Саша росла, ни в чем не зная нужды. Когда девочке исполнилось восемь лет, ее отправили учиться в пансион. Вернулась она оттуда уже сиротой – умерла добрая Феня.

Комната Саши была убрана по-праздничному к ее возвращению. Девушка-горничная с поклоном сообщила, что нанята Иваном Андреевичем. Кухаркина дочь сама обзавелась прислугой… А в скором времени Крылов нашел ей достойного мужа: Каллистрата Савельевича Савельева, чиновника из штаба военно-учебных заведений. Жили молодые отдельно, покуда не родилась у них дочь, Надя. А потом затосковавший Иван Андреевич настоял, чтобы все – и Саша, и муж, и внучка – снова жили вместе с ним.

Крылов был уже богат, знаменит, обласкан властью. В его доме бывал Александр Сергеевич Пушкин. Рассказывали, что он лично нянчил маленькую Надю.

— А Надя у меня – талант! – с гордостью говорил Иван Андреевич.

Ивана Андреевича не стало 9 ноября 1844 года. Тайный папенька позаботился о Саше и Наде – все свое имущество оставил им. Граф Орлов, большой поклонник таланта Крылова, лично взвалил себе на плечи полированный грoб. А уже в 1855 году в Летнем саду поставили первый памятник Ивану Андреевичу. Сейчас в России есть множество монументов, посвященных ему, и один из самых замечательных – в Москве, на Патриарших.

Есть памятник Крылову и в Твери. Как раз в Тверскую губернию переселилась Саша с семьей после кончины папеньки. На ее имя было приобретено поместье в Вышневолоцком уезде. Там же Надежда Каллистратовна, барышня с приданым, вышла замуж за местного помещика Сназина и стала матерью пятерых детей….

Оцените статью
Тайный папенька
Припечённые дети