«Никто не мог ему отказать»

Катрин была четырнадцатилетней школьницей, когда Жан Бедель увидел ее из окошка автомобиля. У него уже было пять жен, но Катрин так понравилась Бокассе, что он решил и ее сделать свой супругой. «Никто не мог ему отказать», — говорили в республике. А сам Бокасса с гордостью рассказывал, какую коллекцию женщин он собрал – шведка, немка, китаянка, камерунка… Катрин еще не знала, что ее ждет.

Она родилась на рассвете 7 августа 1949 года в третьем по величине городе республики Чад. Отец девушки принадлежал к могущественному клану Мбака, а мать, Люсьенн Табедье, считалась признанной красавицей…

Впрочем, изящество и красота Люсьенн быстро поблекли – она бесконечно рожала детей. Катрин была третьим ребенком, а после нее на свет появились еще двенадцать малышей. И вся эта огромная семья занимала большой дом в Форте Аршамбо, а потом перебралась в Банги.

Считалось, что в тамошнем лицее Пия XII можно получить лучшее в стране образование. Катрин, которая прекрасно училась в начальной школе, и в лицее стала одной из самых блестящих учениц. Она подумывала о том, чтобы впоследствии закончить университет и стать врачом. Но семья не очень поддерживала ее в этом.

— Тебе необязательно работать, — поджав губы, рассуждала мать. – Женщины из клана Мбака не обслуживают других.

Мать была уверена: ее дочь выкинет из головы все мысли о работе, когда к ней посватаются! И можно было не сомневаться, что Катрин не останется без мужского внимания – девочка росла прехорошенькой.

Люсьенн оказалась совершенно права: в 1962 году, возвращаясь домой из лицея, Катрин попалась на глаза Жану Беделю Бокассе. Сорокалетний полковник настолько заинтересовался девушкой, что на следующий день его машина поджидала Катрин у дверей лицея.

Несколько дней Бокасса присматривался к Катрин, а однажды распахнул дверцу машины и подошел к девушке. Он прямо сказал, чего от нее ждет. Катрин попросила полковника сначала поговорить с отцом… В тот же вечер Жан Бедель приехал свататься.

— Она слишком молода, — сухо отвечал глава семьи.

— Я подожду. – спокойно отозвался Бокасса.

Люсьенн не присутствовала при этом разговоре. Она ждала за закрытыми дверями и, конечно, подслушивала. Рядом стояла испуганная Катрин.

— Что он говорит! – зло шипела Люсьенн после слов мужа. – Надо соглашаться! Такому человеку нельзя отказывать!

Главное, о чем договорился Бокасса – ему разрешили ухаживать за Катрин. С той поры он официально считался ее женихом, но ему следовало подождать до момента, когда Катрин закончит лицей. Опасения отца, тем не менее, оставались – это был бы родственный брак! И Катрин, и Жан Бедель принадлежали к одному роду… А еще сама личность Бокассы вызывала сомнения.

Он родился в феврале 1921 года и в шесть лет потерял родителей. Дело в том, что Миндогон Муфаса, его отец, был горячим противником французов и борцом за освобождение африканских земель от колонистов. За это его приговорили… Потом не стало матери. И тогда сироту родственники быстро определили в католическую школу.

Но у отца Грюнера Жан Бедель Бокасса не задержался. Он не испытывал ни малейшего желания стать священником, поэтому при первой возможности покинул стены учебного заведения. К началу Второй мировой он был уже совершеннолетним парнем, поэтому легко поступил на военную службу.

Утверждали, что из него получился хороший солдат, а потом офицер. Затем судьба забросила его в Индокитай, где он женился на местной девушке. Впрочем, после окончания своего контракта, Бокасса не стал забирать Нгуен и рожденного ею ребенка.

Он снова отправился в Европу. Его женой стала бельгийка Аннет ван Хельст. А потом появилась Маргарита Грин, которая родила мальчика, Жоржа. Была еще одна вьетнамка – Жаклин Нгуен. С ней Бокасса прожил всего четыре года и развелся. А в тот самый год, когда Жан Бедель повстречал красавицу Катрин, он взял в жены француженку Астрид Элизабет ван Эрпе.

Он обосновался в Банги в самом начале 1960-х. Центральноафриканскую республику тогда возглавлял его родственник, Давид Дако (и одновременно Давид был кузеном Катрин). Бокасса без труда получил хороший пост и приобрел большой дом в столице. И задумал взять еще одну жену…

Астрид знала, что Бокасса бывает в доме Катрин и это очень задевало ее. Одновременно семья требовала от нее смириться – ван Эрпе вели торговлю слоновой костью, и им не хотелось терять налаженный бизнес из-за строптивой дочери. Ведь Бокасса мог все!

Как родственник президента, он имел доступ к любым рычагам власти. По сути, Астрид предлагали спокойно смотреть, как муж ухаживает за другой. И как он женится на ней в июне 1964 года…

Именно Катрин (а не Астрид!) Бокасса взял с собой в Париж, когда у него ухудшились отношения с президентом. Все понимали, что честолюбивый Жан Бедель был бы не прочь сам оказаться на месте главы республики. Но и Дако не сидел, сложа руки.

Опасаясь ареста, Бокасса, фактически, сбежал из Банги. Но оттуда продолжал вести переговоры со сторонниками и готовил переворот. 31 декабря 1965 года Бокассе это удалось.

Катрин в одночасье стала первой леди страны. Она везде появлялась с мужем, словно не было никакой Астрид. С вечно недовольной француженкой, впрочем, Бокасса вскоре развелся — официальной причиной была объявлена ее бездетность. А вот любимая жена регулярно радовала мужа наследниками: сначала родилась Рена, потом Сен-Сильвестр, Дью-Бени, Маргарита, Люсьен, и, наконец, Жан-Бедель.

В Центральноафриканской республике Бокасса приобрел неограниченную власть. Катрин тоже очень быстро освоилась в новой роли – она коллекционировала драгоценности, ею приобретались самые дорогие наряды. Роскошь, которой Бокасса окружил свою жену, была совершенно беспрецедентной. Рассказывали, что только для туфель «Мамы Катти» (как ее назвали в народе) в президентском дворце отведены несколько залов.

Она не знала никаких ограничений. Все ее прихоти моментально исполнялись. Бокасса не уставал подчеркивать, что именно она – любимая жена. Главная. Но у него появлялись и другие. Кристина, Мари-Жоэль, Мари-Жанна, Алина, Альде… «Никто не мог отказать ему», — говорили в республике. Они просто боялись.

Потому что Бокасса в 1976 году объявил себя императором, а свои владения – Центральноафриканской империей. В честь коронации, на которую была потрачена четвертая часть годового дохода страны, для Катрин сшили платье за семьдесят две тысячи долларов.

При этом доход обычного человека в ЦАР едва-едва составлял три доллара в месяц. Коронацию проводили, пытаясь повторить церемонию, на которой короновали императрицу Жозефину, жену Наполеона. От сияния бриллиантов слепило глаза. А большая часть населения голодала.

Окружив себя множеством женщин, Бокасса страшно ревновал. На Катрин запрещалось даже пристально смотреть – за это могли арестовать. Узнав, что любимая супруга навестила дом старого приятеля, он пришел в страшную ярость. Тот самый друг детства однажды просто не вернулся к семье.

Бесконечные траты Бокассы возмущали народ, демонстрация невиданной роскоши (например, у императора появился золотой трон) раздражали абсолютно всех. Но при этом поднять восстание было крайне тяжело – из-за страха.

Все знали, что Бокасса может отправить за решетку абсолютно любого, достаточно подозрения. С противниками он вел себя жестоко, но об этом говорили только шепотом… Однажды школьники закидали камнями автомобиль, в котором ехала Катрин. И ни для кого из них это не прошло бесследно.

Почему они сделали это? Причина оказалась во введении… новой школьной формы. Это была прихоть императора, направленная на то, чтобы пополнить собственные карманы. Форма шилась на одном предприятии, которое официально принадлежала Катрин. В школы допускали только в этой одежде, а обычным бедным людям она оказалась не по карману!

В империи Бокассы не было дорог, а у Катрин появлялись все новые украшения. Не хватало самых простых и нужных специалистов, потому что они старались уехать в другую страну. Людям едва хватало денег на простые лепешки. Но Бокасса покупал дорогие музыкальные инструменты и предметы старины, а его супруга полюбила коллекционировать чучела животных.

У Бокассы была поддержка извне, это и позволяло ему чувствовать себя вполне комфортно и спокойно. Президент Франции, которому было необходимо иметь марионеточное правительство в сердце Африки, охотно ссужал деньгами императора. Поговаривали, что у французского лидера есть и другой интерес – ему нравилась Катрин (и та, якобы, отвечала ему взаимностью). В это сложно поверить, зная ревнивый характер Бокассы.

И все же он заигрался. Назрело такое недовольство, что императора было решено сместить с его трона. В 1979 году, воспользовавшись отсутствием Бокассы (он поехал с женой в Ливию с государственным визитом), представители оппозиции совершили переворот. Бокасса подался в Кот-д’Ивуар, а потом во Францию.

Это был конец его карьеры и конец семейной жизни – в доме под Парижем Катрин впервые позволила себе повысить голос и высказать мужу напрямую все, что накопилось за годы. Они разъехались, хотя и не оформляли развода. Катрин поселилась в Лозанне.

Драгоценности, которые она увезла с собой, позволяли ей вести безбедную жизнь. Другие жены Бокассы оказались в разных местах – некоторые тоже уехали, другие вернулись в дома родни. Судьба нескольких не прослеживается.

Некоторое время спустя Бокасса вернулся в республику (ей вернули прежнее название, словно и не существовало никакой империи), где и был арестован. Одни считали, что он хотел попытаться восстановить власть. Другие – что его ловко заманили. В Банги бывший император был приговорен к длительному сроку заключения, но впоследствии его амнистировали. А в 1996 году его не стало. Несколько жен, включая Катрин, приезжали проститься с ним.

А пятнадцать лет назад новый президент ЦАР полностью реабилитировал Бокассу. Катрин, как его вдова, даже получила правительственную награду. Она жива до сих пор и, по некоторым сведениям, работает над мемуарами.

Сын Бокассы, которого еще при жизни императора назвали наследником престола, теперь претендует на мифический трон…

Оцените статью
«Никто не мог ему отказать»
Девочка для «развлечения» гостей