Султанша позарилась на чужое

Эсмехан, внучка Сулеймана Великолепного и знаменитой Хюррем, с детских лет считалась своенравной особой. Разумеется, как представитель династии, она была вынуждена подчиняться законам Османов, и первый раз вышла замуж по указанию родни.

Но овдовев еще молодой, Эсмехан не планировала до конца дней оплакивать супруга. Второго мужа султанша нашла себе сама. И ее не остановило, что молодой и красивый мужчина, уже счастлив в браке.

Эта султанша была второй дочерью Селима II и венецианки Нурбану. Она родилась в Манисе в 1544 году (другие историки полагают, что годом позже), когда ее отец только мечтал занять трон империи. Мать была разочарована: она ждала очередного шехзаде, наследника. Но так уж вышло, что и после Эсмехан родились еще две дочери. Женское царство!

«Больше сыновей – прочнее положение». Эта нехитрая истина при османском Дворе была известна каждому. Хотя, почему только в Стамбуле? В том же XVI веке английский государь Генрих Восьмой поменял 6 жен, чтобы обрести наследников.

А во Франции официальная фаворитка отправляла Генриха II к жене, Екатерине Медичи. Опять-таки, чтобы были сыновья! Но старания Нурбану ничем не увенчались. У нее больше не было детей с Селимом.

В 1562 году настало время отдавать замуж старших дочерей. Никях первой совершили с главным сокольничим, Эсмехан выдали за визиря Соколлу Мехмеда-пашу, третью дочь – за адмирала. Стамбул праздновал тройную свадьбу несколько недель.

Все девушки были заметно младше своих мужей, а супруг Эсмехан вообще родился на 4 десятилетия раньше жены! К слову, он выиграл от этого союза больше всех, потому что именно ему выпало стать Великим визирем тремя годами позже.

Молодоженам подарили роскошный дворец, который построил самый знаменитый в то время турецкий архитектор Синан. Армянин или грек по происхождению, он чаще возводил мечети. Но светский проект так понравился заказчикам, что с тех пор на него посыпались заказы.

Для одной лишь Эсмехан и ее мужа Синан построил еще четыре прекрасных дворца, в которых пара проживала в разное время года. Там росли и дети Эсмехан: два сына и дочь.

В 1579 году на Соколлу Мехмеда-пашу было совершено покушение. Какой-то дервиш ранил Великого визиря, и спасти его не удалось. Эсмехан едва исполнилось тридцать пять. Она была сказочно богата, молода, но не слишком красива.

Вдовые представительницы династии, как правило, вступали в брак повторно. Для Эсмехан тоже подыскали мужа, но претендент оказался не слишком честолюбив и предпочел жениться на другой. Так что второго супруга Эсмехан подарил случай.

В 1582 году Османская империя пятьдесят дней отмечала сюннет шехзаде Мехмеда. В Стамбул съехалось много народу, включая и Калайлыкоза Али-пашу. Он был весьма недурен собой, превосходно держался в седле и … с первого взгляда похитил сердце султанши.

Одна проблема: Али-паша был женат. Причем у него имелось сразу две супруги. Но Эсмехан стояла на своем – она готова выйти замуж только за этого мужчину! Султаном в ту пору был ее родной брат, очень нежно относящийся к сестре, а потому он не стал перечить.

Возможного жениха любезно позвали во дворец и объяснили, как может к лучшему перемениться его жизнь. Али-паша оказался понятливым, и сразу согласился взять в жены Эсмехан. Надо было лишь кое-что уладить.

Тройное «развожусь» прозвучало в Буде в середине октября 1583 года. Султанша разрушила чужую налаженную жизнь, и отвергнутые жены не собирались прощать. По легенде, они прилюдно пообещали, что и Эсмехан, и Али-паша вскоре отправятся на небеса.

Но в Стамбуле об этом не знали. Вскоре разведённый Али-паша стал зятем султана, а потом и визирем. Эсмехан не видела облаков на горизонте, и радостно ждала прибавления в семействе… Но рождение сына Махмуда 5 августа 1585 года стоило ей жизни. Мальчик прожил еще месяц. А визиря Али-паши не стало в 1587-м году.

Конечно, в Буде говорили, что султаншу настигла кара, за то, что позарилась на чужое. Эсмехан торжественно перенесли в Айю-Софию. А вот Али-паша такой чести не удостоился – вечный покой он обрел в тех же местах, откуда отправился в Стамбул за своим нежданным и коротким счастьем.

Оцените статью
Султанша позарилась на чужое
Настоящий «граф» де Бюсси