«Тебе придётся терпеть»

От громких завываний мужа ее бросало в дрожь. На глазах у жены подполковник Ентальцев медленно сходил с ума. Саша, сжимая голову тонкими ладонями, мысленно повторяла молитву. Должно было что-то произойти. Эта невыносимая жизнь должна была как-то закончиться.

Своих родителей Саша почти не помнила. Она появилась на свет в 1790-м и почти сразу перешла под опеку родни. Приятная милая девочка, совершенная бесприданница, имела очень мало шансов хорошо устроиться в жизни.

— Саше придется учиться, — говорили про нее, — может быть, выучится в гувернантки?

Действительно, науки Саша постигала с неожиданной легкостью. Девушки ее возраста учили по два-три иностранных языка, много читали и изучали светскую науку… Но Саша пошла намного дальше. Ей было интересно вникать в сферы, которые обычно не считались женскими. Математика? География? Она готова сидеть над книгами.

Ей было около семнадцати лет, когда Сашу впервые вывезли в свет. Впрочем, без особой надежды. Но юная дебютантка в муслиновом светло-розовом платье сумела произвести впечатление. Такая легкая, воздушная, такая очаровательно-нежная! Первой красавицей Двора в ту пору считали фаворитку императора, Марию Антоновну Нарышкину – смуглую брюнетку с блестящими глазами. И кто-то отметил: да ведь Саша похожа на нее!

— Имею честь просить руки, — произнес Николай Лисовский таким высоким, почти девичьим голосом, что одна из горничных тихо прыснула от смеха.

Саша видела этого человека считанное число раз. Она бы, вероятно, и не стала давать согласия на поспешный брак, но все решили за нее. Бесприданницам не до выбора. Посватался один, не значит, что посватается другой. Большое счастье, что нашелся желающий взять ее в жены!

— Тебе придется потерпеть, — доверительно шепнули Саше.

Она только позже поняла, о чем шла речь.

Лисовский – молодой дворянин не самого высокого происхождения – не случайно положил глаз на Сашу. Они обвенчались, он был сдержанно любезен с молодой женой, перевез ее в свою квартиру, а пятью днями позже случилась первая игра. И Саша имела в ней определенную роль. Ей было велено выйти к гостям, предложить напитки и закуски, а потом тихо сесть в уголке.

Хорошенькая молодая жена Лисовского приковывала взгляды. Игроки оборачивались на нее, пока Саша, алея, кусала губы. Игроки отвлекались. Партия вышла скверная, многие оказались в проигрыше, кроме Лисовского.

Он понял, что сделал верный выбор. Саша – девушка без средств – во всем зависела от него. С ней он мог поступать, как угодно. Она бы кротко терпела, не решаясь даже высказать своего недовольства. И, поскольку Лисовский был пламенным любителем игры, он принялся использовать свою супругу именно в этом направлении.

Несколько недель он показывал Саше разные уловки. Она должна была, с помощью знаков, давать ему сведения о картах других участников игры. Саша могла спокойно вязать, или ходить по комнате, чтобы поправить криво съехавшую салфетку, или предложить кофе.

И при этом тихонько подглядывать за другими. Потом она передавала информацию мужу. С помощью заколки, расчески, маленьких, еле заметных движений. Лисовский считывал их и делал верные выводы. Саша чувствовала себя при этом ужасно…

«Пользуясь красотой жены, он заманивал в свой дом молодых людей и обыгрывал их», — позже возмущались современники.

Потому что уловки Сашиного мужа довольно быстро стали известны. Этот дом приобрел дурную славу, а сам затейник был вынужден клясться, что его пытаются оболгать.

Саше некуда было идти, но она не выдержала. Однажды просто сообщила мужу, что отправится искать приюта к родне. Откажут в доме – пойдет в монастырь. Или еще куда… Она подала объявление в газете, что может работать гувернанткой и кто-то из знакомых помог ей устроиться в одну купеческую семью.

Ее бедой было происхождение. Дворянка! Она не могла работать в дворянском доме, потому что считалась ровней. Как указывать ей, как отдавать распоряжения? Купцы в этом вопросе были чуть проще, хотя тоже посматривали косо.

Саша устроилась, а спустя какое-то время получила вести – ее мужа не стало. Подробностей история не сохранила. Кто-то говорил, что он проигрался и от этого у него не выдержало сердце. Другие уверяли, что он захворал, заложив последнее теплое пальто и разгуливая по Петербургу в холодном плаще.

…Андрей Васильевич Ентальцев был на два года старше Саши. Он был дворянином «из новых» — его отец начинал купцом. Но выучился, добился успеха, а потом и приобрел дворянское звание. Андрей, как уже настоящий дворянский сын, пошел служить и добился признания: умный, отважный, честный человек! Саша понравилась ему сразу. Он начал ухаживать.

Ентальцев нервничал, делая ей предложение. Но Саша ответила согласием, не задумываясь. Это был не просто ее шанс – порядочный, прекрасный человек. Андрей Васильевич по-настоящему нравился ей. Она шла под венец в первый раз без любви, а теперь у нее сладко билось сердце. Какое счастье! Только бы оно длилось как можно дольше! Начался самый светлый, самый радостный период в жизни Саши.

Все закончилось в декабре 1825 года. Восстание на Сенатской площади потрясло общество. Саша поверить не могла, когда жандармы приехали за ее мужем. Кричала: «Он не мог!». Но Ентальцев бросил на нее такой взгляд… И тогда Саша – с ужасом! – поняла, что мало знает своего мужа.

Потом были допросы, долгие и тяжелые. Саша узнала, что Андрей состоял в Союзе Благоденствия и в Южном обществе. Вина его, впрочем, не была такой уж великой. Осудили Ентальцева по седьмому разряду – это означало отправку в Сибирь всего-то на два года.

Саша поехала за ним. Она редко упоминается среди декабристок, но Ентальцева была одной из них. В мае 1827 года добралась до знаменитого Березова в Тобольской губернии. Сестра Андрея Васильевича сумела похлопотать, чтобы брата перевели в Ялуторовск. На деньги, которые прислала родня, супруги купили там дом, Ентальцев начал активно работать – лекарем. Саша помогала ему, а по вечерам читала вслух книги.

Некоторые из таких же пострадавших после декабрьского восстания, старались выслужиться. Добиться милостей от государя, сокращения срока. Чаще всего использовали очень простой метод – наговор. Дескать, вот есть декабрист такой-то. И он замышляет такое-то. Ентальцевы столкнулись с тем же… Однажды к ним пришли с обыском. Через полгода – еще раз.

Срок уже выходил, а Ентальцева все не выпускали на свободу. От переживаний Андрей Васильевич повредился умом…

— Тебе придётся терпеть. – говорили Саше.

Она соглашалась. Она его любила. Не оставила в горе. Не оставит и в нездоровье. В 1842 году Ентальцев скончался.

Саша металась от горя. Она чувствовала, что больше не хочет находиться в этих местах, где было так много тяжелых событий. Но ей не позволили вернуться в центр России, хотя она посылала запросы. Только после кончины государя Николая Первого, Ентальцева переехала в Москву. А через два года не стало и ее.

Известно, что в ссылке Саша много общалась с княгиней Волконской, дружила с декабристом Иваном Якушкиным, с дочерью декабриста Муравьева-Апостола.

Город Ялуторовск существует и теперь. Это город в Тюменской области, который теперь иногда называют «блинной столицей России».

Оцените статью