«Скала», дочь султана

По случаю ее рождения в 1633 году запустили…летательный аппарат. В семнадцатом веке! Это удивительное событие должно было ознаменовать начало яркой жизни. Исмихан Кая-султан даже имя получила неординарное, ведь Кая означает «скала, камень». Слишком суровое для девочки в семье падишаха. А для любимого супруга она стала «сияющей луной».

У Мурада IV, сына легендарной Кёсем, было 32 отпрыска. Кая родилась от фаворитки Айше, которая – так утверждают исследователи – стала законной супругой падишаха. Но в Топкапы распоряжалась не красавица-мать, а Кёсем. В статусе валиде именно она управляла империей.

В день рождения Каи-султан на мысе Сарайбурну, рядом с Топкапы, установили огромную пушку. К ней крепился аппарат длиной три с половиной метра, а в ней находился автор этого устройства, Лагари Хасан Челеби.

Изобретатель давно мечтал опробовать свою «ракету», но султан разрешил запуск только в честь появления на свет Каи. Механизм был незамысловат: порох, огниво, и вот уже аппарат взмывает в воздух на триста метров и целых 20 секунд. Зато впервые в истории!

К слову, Лагари Хасан Челеби остался жив и благополучен – он вылетел из своего устройства почти сразу, и после этого оказался в водах пролива, откуда его достали и с почестями проводили в Топкапы.

«Мой султан, я собирался поговорить с пророком, и он приветствовал вас», — произнес Лагари Хасан Челеби (как свидетельствует в своих воспоминаниях Эвлия Челеби). Мурад IV щедро наградил изобретателя золотом и должностью.

«Кая – скала», дочь султана, много раз слышала эту историю за свою жизнь. Ей было всего 11, когда Кёсем решила выдать внучку замуж. Мелек Ахмед-паша был старше султанши на сорок лет. Для османов – рядовой случай.

Главным был не возраст, а растущее влияние Ахмеда-паши, его умение выстраивать отношения с правящим домом. Кая была напугана до такой степени, что после совершения никяха, ударила мужа кинжалом.

Дело в том, что одна из предсказательниц, которые попадали во дворец для развлечения скучающих обитательниц гарема, сообщила как-то впечатлительной девочке, что видит ее судьбу. Якобы Кае суждено умереть при появлении ребенка. А потому, выйдя замуж, и достигнув, спустя время брачного возраста, султанша не позволяла мужу приближаться к себе.

Однажды Ахмед-паша сделал шаг навстречу, и за это поплатился бородой. Кинжал Каи был острым, а султанша – тверда в своих намерениях, как настоящий камень. Визирю пришлось пропустить несколько заседаний «дивана», чтобы привести бороду в порядок…

Спустя семь лет после заключения этого странного брака, жизнью «молодых» заинтересовалась бабушка Каи, Кёсем. Вопрос был задан прямо – по какой причине у Великого визиря до сих пор нет наследников? Краснея, Ахмеду-паше пришлось признаться, что за все время он не сумел даже дотронуться до жены. Решительная валиде пожала плечами: вот еще, глупости! В тот же день визиря и его супругу заперли в одних покоях.

Они поладили. Более того, Кая казалась совершенно очарованной своим мужем, а он отныне называл ее «моя сияющая луна». Спустя 9 месяцев в семье визиря и султанши родилась дочь, вопреки опасениям – абсолютно благополучно.

Но правление Кёсем подходило к концу. Султана Мурада уже сменил Ибрагим I, а после него трон унаследовал внук валиде, Мехмед. И мать этого правящего мальчика, Турхан-султан, не желала оставаться в тени. Кёсем-султан была убита, и все, к кому она благоволила, теперь опасались за свое будущее.

Ахмеда-пашу обвинили в растрате государственных денег и посадили в тюрьму. Кая бросилась ему на помощь: она умоляла Турхан-султан пощадить супруга, и того, в конце концов, отпустили на свободу. Он лишился высокого поста, но зато остался жив.

Почти три года супруги тихо жили в Стамбуле, стараясь не привлекать внимания Турхан-султан и ее приближенных. Однако само существование Ахмеда-паши представляло опасность для его врагов, а потому была разработана интрига по удалению бывшего визиря в Ван.

От мужа Каи потребовали немедленно выехать в новые владения, и это испугало султаншу. Она последовала за ним, убежденная, что Ахмеда-пашу собираются устранить, и успела предотвратить покушение. Разозленный новый великий визирь ответил конфискацией имущества паши.

Им оставили загородный дворец, куда супруги вскоре и удалились. А в 1659 году Кая снова поняла, что подарит мужу ребенка. И на этот раз предсказание сбылось – при рождении дочери Фатьмы молодая женщина умерла. По османским законам все, что принадлежало Кае, вернулось в казну султана.

Супруг «Скалы» женился еще раз, спустя три года, и тоже на представительнице династии. А Лагари Хасан Челеби попал в немилость и был сослан, так что его след теряется где-то в Крыму. Кстати, у изобретателя был брат, Хезарфен Ахмет.

И он тоже прославился – на самодельных крыльях ему удалось пролететь над Босфором. Память об этом событии, как и о полете ракеты, сохранились в записях путешественника Эвлия Челеби. Возможно, он что-то и приукрасил в своих письменных свидетельствах, но сохранилась гравюра XVII века и дневники.

Оцените статью
«Скала», дочь султана
Красота по-турецки. Вечно красивая Айдан Шенер