-Он же зверь! — шептались гаремные служанки. — Все знают о бешеном нраве хана Халиля. Как можно отдавать такому нашу нежную Нур-Султан?
Девочка с толстыми черными косами слышала эти разговоры. Что ей оставалось делать? Воля не ее, вот, если бы она не родилась женщиной, если бы она была свободной… Но свободы в гаремах Орды, пусть уже и ветшающей, как стеганый халат бедняка, не было. Для женщин — точно.
Но ведь никто не мешал юной Нур-Султан мечтать, правда? Она и мечтала: о новых землях, которые так интересно увидеть, о новых мудрых людях, с которыми так приятно поговорить, о новой музыке, что усладила бы слух, о новых цветах, не растущих в привольных приволжских степях.
В 1451 году в юрте одной из многочисленных жен беклярбека Тимура появилась на свет черноглазая девочка. Дочь — не сын, жена, устало откинувшись на подушки, заплакала: она мечтала принести мужу наследника. А дочь…
Захочет ли Тимур вновь посетить ее шатер после такой оплошности? Неразумная мать не ведала: история не оставит имен сыновей Тимура, внука грозного Едигея, беклярбека Большой Орды при хане Ахмате и его сыновьях, аристократа из рода мангытов, составивших костяк Ногайской орды. А, вот, имя дочери, которая сейчас сладко спит на ложе из овечьих шкур, не сотрется.
В этот период Золотая Орда уже перестала существовать. На руинах могущественной державы образовалось несколько ханств, за первенство в них сражались расплодившиеся чингизиды.
Последним ханом Золотой Орды считается Кучук-Мухаммед, он победил своего тезку Улу-Мухаммеда (Улу и Кучук — это старший и младший, такие приставки к именам Мухаммеды получили, чтобы их не путали). Побежденный ушел в верховья Волги, стал первым ханом Казани, победив тамошних правителей. Он же считается основателем Касимовского ханства на Рязанщине.
В 1465 году на трон Казанского ханства взошел внук Улу-Мухаммеда по имени Халиль. Ох и лют был нравом новый хан! Возражений не терпел, гнев его был страшен. Советники опасались за свои головы, когда убеждали неукротимого хана не принимать скоропалительных решений.
Халиль умудрился за короткий срок своего правления встать на грань войны сразу против двух могущественных правителей: Московского князя Ивана Третьего и Ногайской орды. Грамоту Ивана Халиль на глазах у всех растоптал и разорвал, крича, что проклятые урусуты должны лично протягивать грамоты стоя на коленях перех ханским троном, а не посылать их ему с гонцами.
-Мои предки держали в повиновении весь Русский Улус! Я веду род от великого завоевателя Чингисхана, — кричал хан и глаза его метали молнии. А ногайскому послу Халиль и вовсе нагрубил.
-Слуги прячутся, когда хан идет коридорами своего дворца и за этого жестокого человека отдают нашу Нур? — кручинились нянюшки и служанки.
Нур-Султан действительно отдавали замуж за неукротимого хана, чтобы восстановить пошатнувшиеся отношения между ногайцами и Казанским ханством. По сути — двушка была залогом мира. О том, каково ей будет замужем не думал никто, кроме преданных служанок.
В 1466-м 15-ти летняя Нур-Султан прибыла в Казань. Странно было жить в городе, после кочевых ханских ставок, расположенных в степи, но она быстро привыкла. К характеру супруга было привыкнуть гораздо труднее. Бикем, так стали называть Нур-Султан в Казани, была не по годам мудра, она старалась. Но не все зависело от жены.
Халиль в короткий срок успел так восстановить против себя и местную знать, и остатки Золотой Орды, что через год он окончил свои дни в темнице, а на трон посадили его более спокойного брата по имени Ибрагим. В темнице Халиля и не стало. Скорее всего, «неудобному» правителю, не желавшему жить в согласии с соседями и собственными подданными, помогли «уйти». Но подробностей нет, исполнители не трепали языками.
Нур-Султан осталась вдовой в 16 лет, детей от мужа она не успела родить. Что ждало вдову? Путь на Родину? А кому она там нужна? В обычаях ханов существовал своеобразный вид опеки над молодыми вдовами родственников: Нур-Султан в 1467-м году стала третьей женой младшего брата своего мужа, занявшего трон.
-Могло быть и гораздо хуже, госпожа, — утешали юную женщину прислужницы. — Ты очень красива для третьей жены. Ибрагим не устоит, ты еще займешь положение, которого достойна!
Так оно и вышло. Новый муж вскоре возвысил женщину, доставшуюся ему в наследство от старшего брата: Нур-Султан стала главной женой. Напрасно ревновала красавица Фатима-Шах-Султан, прежняя любимица Ибрагима. Мудрость Нур была еще и в том, что она сумела построить отличные отношения со свекровью.
Две женщины, жена и мать сумели склонить хана Ибрагима к миру с Московским государством, после жестоких битв наступило затишье. Нет, Казанский хан не стал другом Москвы, он проводил нейтральную политику. И это ужасно злило его старшего сына Ильхама.
Сын потесненной Фатимы мачеху ненавидел. В 1479-м году Нур-Султан овдовела второй раз, ей было всего 28 лет, она была все еще молода и прекрасна: так же вились пышные волосы, таким же тонким оставался стан, так же нежно румянились щеки. Но в Казани вдове места не было.
И тут Нур-Султан делает то, чего от нее никто не мог ожидать: старшего из своих сыновей от хана Ибрагима женщина передает под опеку не его родному брату, а Московскому великому князю Ивану Третьему! Этот мальчик, Мухаммед-Амин получил от русского великого князя «в кормление» Хатунь (ныне исчезнувший город Подмосковья, располагался в нынешнем Ступинском районе) и Каширу.
Нур-Султан, дважды вдова, вышла замуж в третий раз. И не хуже, чем первые два. В 1486-м году вместе с младшим сыном Абдул-Латифом Нур-Султан уехала в Бахчисарай, став женой Крымского хана Менгли Герая. Ей было 35, мужу — 41 год, положение женщины в ханском дворце было почетным и свободным.
Старший сын Нур-Султан участвовал в войнах на русской стороне, в письмах называл Ивана Третьего своим братом, был полностью подчинен Москве и с помощью русского войска в 1487-м году сверг хана Ильхама, сев на троне Казани.
Правда, в последний год жизни князя Ивана старший сын Нур-Султан, что называется, поверил в себя, попустительствовал утеснению русских купцов в Казани, что привело к войне. Мирила враждующие стороне его мать в 1510-1511 годах. Уже при помощи своего пасынка Сахиб Герая.
Младший сын Нур-Султан со старшим братом враждовал, они по очереди занимали Казанский трон, то мирились, то вновь ссорились с Москвой. Нур-Султан пережила сначала младшего сына, потом и старшего, наследников они не оставили.
А, вот, мечты самой Нур исполнились. Слишком свободная для своего времени ханша, побывавшая замужем трижды, и оставаясь замужем за ханом Крыма… путешествовала!
В 1494—1495 годах она объездила почти весь Восток: Аравию, Египет, Медину и Мекку. К имени Нур-Султан прибавилась почетная приставка «хаджи». Когда женщина вернулась в Крым, то отправила Московскому великому князю, с которым оставалась в дружеских отношениях, великолепного арабского скакуна.
В 1510—1511 годах Нур-Султан вместе с царевичем Сахиб Гераем вновь отправилась в дорогу: на этот раз мачеха и пасынок отправились на Север, женщина побывала в Москве, ездила в Казань, где встретилась с сыновьями. Не было в живых уже Ивана Третьего, но с его сыном в результате этого дипломатического вояжа был подписал трехсторонний договор о мире между Москвой, Казанью и Крымом.
Со стороны Крыма, правда, договор был нарушен в 1513-м году, со стороны Казани в 1519-м, когда Нур-Султан уже навеки закрыла свои глаза.
«Казань всегда будет собственностью твоего рода», — обещал Иван Третий Нур-Султан в ответном послании на ее подарок. Не сбылось, династия, к которым принадлежали сыновья Нур, пресеклась. Казанским ханом стал Шах-Али из Касимова, а потом и вовсе Казань вошла в состав русского государства.
Зато Нур-Султан увидела то, о чем мечтала в юности, когда ее «продавали» замуж в первый раз: и неведомые страны, и интересных людей, и красивые дворцы, и чужие церкви, и диковинные цветы, которые не росли в родной Ногайской степи.