Мужчины спорили, чей из новоиспеченных супругов первым станет рогоносцем, то есть кому из трёх их жёны изменят раньше остальных. В разгар масленичных балов 1758 года петербургский двор всколыхнуло дерзкое пари: гетман граф Кирилл Разумовский и датский посланник граф Остен заключили пари.
Поводом стали сразу три блистательные свадьбы при дворе императрицы Елизаветы Петровны: юные фрейлины Анна Воронцова, Мария Воронцова и Марина Закревская почти одновременно вышли замуж за видных дворян. Императрица собственноручно устраивала эти браки.
Партии для благородных девиц были ой как завидные. Светское общество веселилось. Но нашлись и те, кто решил испытать прочность брачных уз на спор.
Императрица Екатерина II спустя годы шутливо описала это пари в своих мемуарах: «…при дворе было три свадьбы: графа Александра Строганова с графиней Анной Воронцовой, Льва Нарышкина с девицей Закревской и графа Бутурлина с графиней Марией Воронцовой.
По поводу этих трёх свадеб держали при дворе пари гетман граф Разумовский и датский посланник граф Остен, кто из троих новобрачных будет раньше всех рогоносцем, и оказалось, что выиграли те, кто держал за Строганова, молодая супруга которого казалась тогда самой некрасивой, самой невинной и наиболее ребенком».
По итогу «выиграла» та, на кого бы и не подумали. 15-летняя Анна Воронцова, казавшаяся невинным ангелом, ступила на блудную дорожку.
Тихонькую Анну, которую все считали наименее склонной к интрижкам, оказалась легкомысленной девушкой. Анна Михайловна Воронцова была единственной дочерью всемогущего вице-канцлера, графа Михаила Илларионовича Воронцова.
Родившаяся в 1743 году, к 14 годам Анна сформировалась в редкостной красоты девушку — у неё было нежное, очень симпатичное лицо, мягкость характера и утонченность манер юной графини. С детства Анна не казалась красавицей, но из гадкого утёнка графиня выросла в изящного лебедя.
Хотя её кузину Екатерину Дашкову называли более образованной и умной, Анна затмевала всех своей привлекательностью и очарованием. Недаром британский посланник сэр Макартни позже восторженно отзывался об Анне Строгановой как об «очаровательнейшей женщине своего времени и украшении двора Петра III».
Императрица Елизавета проявляла особое покровительство к своей крестнице Анне. В 1754 году 11-летнюю девочку пожаловали во фрейлины, а уже через несколько лет для неё начали подыскивать достойного жениха. Выбор пал на графа Александра Сергеевича Строганова, наследника одной из богатейших семей России.
24-летний Строганов находился тогда за границей, и, чтобы вернуть его в Россию, Елизавета лично распорядилась прекратить высылку денег беспечному молодому человеку в Париж.
Узнав о смерти своего отца-барона и о приготовленном браке, Александр послушно вернулся, тем более что перспектива жениться на юной красавице его вовсе не пугала. Он даже писал дяде, что партия столь хороша, что лучшего и желать нельзя. Обручение состоялось в сентябре 1757 года, а 18 февраля 1758 года состоялось официальное торжество. На свадьбе лично присутствовала государыня, празднество стало одним из главных событий сезона.
Первое время брак Анны казался вполне удачным. Молодая графиня Строганова блистала на балах и наслаждалась жизнью петербургского высшего света. Приятная в общении, легкого нрава, она быстро завоевала симпатии при дворе.
Едва достигнув совершеннолетия, Анна уже слыла одной из ярких красавиц. Неудивительно, что вокруг неё стали виться поклонники: поговаривали, будто влиятельный граф Никита Панин был без ума от Анны, а некоторые поговаривали, что юная жена дарит свое благосклонное внимание всем, кроме собственного супруга.
Именно тогда пошли и сплетни. Якобы муж делит супругу с другими, а юная красавица наставила рога своему благоверному. Репутация ветреной неверной жены закрепилась за 18-летней графиней Строгановой в свете.
Но на самом деле разлад в семье Строгановых произошел вовсе не из-за легкомысленных измен юной графини, а по куда более серьезной причине — политической. Летом 1762 года в России грянул дворцовый переворот: император Петр III был смещён Екатериной II.
Воронцовы принадлежали к партии, поддерживавшей Петра, тогда как Александр Строганов сразу примкнул к лагерю Екатерины. Молодая чета внезапно оказалась по разные стороны баррикад.
В доме Строгановых начались ссоры, переросшие в открытую вражду: супруги взаимно обвиняли друг друга, доходило до скандалов и даже слухов, что Строганов распускает руки и бьет жену. 19-летняя Анна, пылкая и гордая, не захотела мириться с таким обращением — однажды она просто собрала вещи и ушла из дома мужа обратно к отцу.
Возвращение Анны в родительский особняк стало скандалом. Графиня открыто перестала называться фамилией мужа без официального развода и вновь именовала себя Воронцовой. В одном из писем она горько подписалась: «Воронцова, бывшая по несчастью Строганова».
Воронцовы решились на беспрецедентный шаг — добиться официального развода, чего в ту эпоху почти не случалось среди знати. Дело тянулось мучительно долго. Екатерина II уклонилась от решения из-за родства и передала вопрос на рассмотрение духовного суда.
Церковные инстанции не спешили освобождать молодую графиню от уз неудачного брака. «Я крайне опасался, зная его (Строганова) легкомыслие, как бы он не переменил своего мнения о разводе, чем Анна Михайловна на век опять несчастной сделалась», – писал двоюродный брат Анны Семён Романович Воронцов своему отцу. Родные боялись, что Александр одумается и отзовет свое согласие, снова заточив Анну в несчастливом браке.
Граф Михаил Воронцов и вовсе был вне себя от зятя. По словам современников, он называл Строганова негодным, ветреным и злого сердца человеком, растратившим впустую значительную часть приданого жены.
Ворчливый канцлер не скрывал облегчения, когда брак фактически распался. Сам Александр, похоже, тоже не горел желанием восстанавливать семью. Он уже присматривался к новой невесте, княжне Екатерине Трубецкой, дочери богатого и влиятельного князя.
В свете поползли слухи: якобы князь Петр Трубецкой отравил молодую графиню Строганову, чтобы расчистить путь для своей дочери. Эта версия так и осталась сплетней, но факт остается фактом — Анна Михайловна внезапно скончалась.
В феврале 1769 года, не дожив двух месяцев до 26-летия, она простудилась и умерла после короткой болезни. Детей у неё не было. Бракоразводный процесс оборвался её смертью, а граф Строганов через считанные месяцы женился на Екатерине Трубецкой.
Кончина блистательной Анны потрясла её близких. Княгиня Екатерина Дашкова писала, что это «неописуемая жалость» и весь род в трауре не может опомниться от потери. Она скончалась «в цветущей младости», оставив безутешную мать, оплакивающую единственное дитя.
Что до двух других красавиц, то по ним сделаю отдельные статьи, хотя их личная жизнь не была столь бурной — без измен и особых семейных скандалов. Вот так тихоня Анна удивила весь высший свет!