«Не выйдешь отсюда, пока не родишь»

Ей не позволяли выйти. Надо было сидеть и терпеливо ждать Фуада целый день. Служанки расчесывали ее длинные волосы, надевали атласные туфельки и новое нарядное платье. А потом оставляли красавицу, едва господин переступал порог опочивальни. Запертая Назли должна была родить. Непременно. Только в этом случае она могла обрести свободу.

Губернатор Каира, Абдур Рахим Сабри-паша, взял в жены самую красивую девушку в городе. Вот и дети получились на диво хорошенькие, особенно Назли. Она появилась на свет 25 июня 1894 года и с рождения была окружена настоящей роскошью.

Один из лучших лицеев Каира, Де-ла-Мер-де-Дье, принимал детей только из самых состоятельных семей. Назли оказалась среди учениц и с лёгкостью завоевала уважение педагогов: она была умна, старательна, учеба давалась ей без затруднений. По-французски и по-английски Назли говорила не хуже, чем на родном языке. После лицея девушку отправили заканчивать образование в Александрию, где она поступила во французский колледж…

«У вас очень красивая дочь, — говорили губернатору Каира, — такому бриллианту нужна достойная огранка».

Это радовало и одновременно пугало Сабри-пашу. Несколько знатных семей уже присылали сватов в его дом, но Назли казалась ему такой юной, такой не готовой к браку! Чтобы прекратить разговоры о замужестве, он решил отправить ее, вместе с сестрой и старшей родственницей, в Париж. Там Назли должна была проучиться какое-то время, и вернуться в Египет уже настоящей невестой.

Перед самым отъездом у Назли умерла мать. Отправляясь в далекую французскую столицу, девушка плакала без остановки. Но на новом месте было так много ярких впечатлений! Раны быстро затянулись. Два беззаботных года пролетели как один день, а затем ее позвали назад, в Египет… Для Назли нашли подходящего мужа.

Это была невесёлая свадьба. Отец постарался, чтобы Назли вышла замуж за достойного и обеспеченного человека, но Назли сразу поняла – им не ужиться. Совершенно посторонний мужчина, которого она видела всего несколько раз в жизни, должен был стать ее… господином? После пышных торжеств (обе семьи постарались, чтобы праздник запомнился), молодожёны не сумели поладить. Еще несколько месяцев Назли пыталась смириться со своей новой ролью, но потом убежала в дом к отцу.

Любую другую девушку наверняка вернули бы обратно. Но Сабри-пашу тронули слезы Назли. Он разрешил ей остаться и брак был признан расторгнутым. В Каире говорили, что супруг так ни разу и не притронулся к Назли, и это позволило ей сохранить репутацию. Другие уверяли, что отец девушки специально распускал подобные слухи, чтобы переложить вину на ее бывшего мужа.

Она стала еще красивее. И вот уже за ней принялся ухаживать Саид Заглул, племянник одного из политических деятелей… Намечалась помолвка, на этот раз Назли была совершенно не прочь выйти замуж! Но в дело вмешалась пoлитика.

В марте 1919 года вспыхнуло восстание против властей. Саид принадлежал к партии, которая была крайне негативно настроена к египетскому султану. Восстание подавили, жених Назли бежал из страны, а она, растерянная и подавленная, осталась в Каире.

Жизнь потекла своим чередом. Назли хотела уехать вслед за любимым, но семья ей не позволила: беглец, его положение хуже некуда! Ей посоветовали поскорее забыть Саида. Однажды тетушка очень тщательно наряжала Назли для поездки в оперу… И только потом девушка поняла, для чего. На нее положил глаз султан Фуад. И Назли готовили показать ему во всей красе.

8 мая 1919 года девушка сидела в своей ложе и смотрела спектакль, а 12-го мая султан посетил дом ее отца и сделал предложение. Назли была на грани обморока. Этот полноватый мужчина, на двадцать пять лет старше, не был для нее пределом мечтаний. И ей предстояло делить с ним ложе!

— От такого предложения не отказываются! – шипели родственники.

Ей пришлось согласиться. На кону была политическая карьера ее отца и кузенов. На 24-е мая назначили свадьбу.

Султан Фуад праздновал свою женитьбу на красавице Назли в дворце Бустан. Ранее он уже был женат на принцессе Шивакиар, которую он называл «своим главным разочарованием». Знатная девушка подарила ему дочь и сына, причем мальчик оказался нездоровым и вскоре скончался. С Шивакиар султан развелся, и теперь ему была нужна жена и дети. Желательно, сыновья.

Когда Назли перевезли во дворец Аббасий, который должен был стать ее главной резиденций, султан сразу заявил:

— Ты не выйдешь отсюда, пока не родишь.

Ей запрещали покидать пределы дворца. Даже за порог собственных покоев она выходила считанное число раз. Назли должна была терпеливо ждать мужа, наряжаться к моменту его появления и… понести. Сам Фуад в это время жил в другом дворце, но исправно навещал супругу.

Небеса сжалились над ней. Назли очень скоро оказалась в тягости и в 1920 году подарила султану сына, названного Фаруком. С той поры ей позволили посещать театр и выставки, принимать гостей и самой ездить к подругам и родственницам. Она не любила мужа, но ничего не могла теперь поменять. Убежать от египетского аристократа – не так уж сложно. Убежать от султана – нереально!

Следом за сыном, последовали четыре дочери – Фавзия, Файза, Файка и Фатия. Султан Фуад был недоволен, он хотел бы иметь больше сыновей. Один мальчик не гарантировал преемственности власти. Сам Фуад стал султаном после кончины своего брата. Но в 1930-м, после появления на свет последнего ребенка, Назли узнала, что больше она не сможет родить.

«Теперь он может развестись с тобой», — пугали Назли.

Ее семейная жизнь и без того протекала трудно. Фуад не терпел женских слез и жалоб. Он вообще отличался крайней неуживчивостью и резким характером. Слуги шептались, что со своей женой он груб, а иногда даже жесток. Ссоры проходили бурно и всегда заканчивались одинаково – султан хлопал дверью и уходил, его жена плакала.

Она стала искать для себя отдушину. Огромные деньги, которые были в ее распоряжении, позволяли ей совершать самые немыслимые траты. В гардеробных Назли стали появляться сотни дорогих нарядов, ее шкатулки буквально ломились от драгоценностей. Но поистине легендарным стало платиновое колье с бриллиантами в 227 карат. Это украшение Назли заказала себе сама и часто появлялась в нем на приемах…

В 1936 году Фуада не стало. По всем законам, новым правителем – теперь титул звучал иначе, «король» — становился его единственный сын Фарук. Поскольку государь был еще юн, назначили регентский совет, в который вошел брат Назли, Шериф Сабри-паша.

«Теперь я свободна», — повторяла Назли. В статусе королевы-матери она пользовалась большим уважением, но… со временем ситуация стала меняться. Придворные с удивлением наблюдали, как Назли выделяет из других учителя собственного сына, Ахмада Хасаннина. Он был младше, хорош собой и вскоре посматривал на прочих свысока. Любовь королевы вскружил ему голову, и советникам Фарука пришлось приложить немало усилий, чтобы выгнать Ахмада из дворца.

Следующие отношения и вовсе вызвали огромное осуждение. Рияд Гали приблизился к Назли настолько, что она потеряла голову. Из ее шкатулки с драгоценностями стали пропадать украшения, которые королева продавала. Зато у Рияда появлялись дорогие машины, костюмы от модных домов и бриллиантовые запонки.

Хуже всего было то, что Рияд сумел вскружить голову не только Назли, но и ее дочери. Вопреки воле родных, несмотря на прямой запрет короля Фарука, Фатия вышла замуж за Рияда 1 августа 1950 года. После этого и ее саму, и Назли, лишили всех титулов и прав в Египте. Бывшая королева уехала в США.

Ей больше никогда не позволили увидеть сына. Она встретила его только на погребении в 1965-м. По правде говоря, Фарук не был идеальным правителем. Он тоже тратил огромные деньги и продвигал на важные посты только близких к себе людей. Все это вызвало недовольство. Монархия в Египте, в конце концов, была упразднена и Фарук с женой уехал в Монако, а потом и в Рим.

Сама Назли окончила свой земной путь в Лос-Анджелесе, в 1978 году, в бедности и забвении. Позже Равия Рашид написала о ней книгу, а в Египте сняли о ее жизни сериал.

Да, колье!

Оно было продано, несколько раз меняло хозяев, и в последний раз было оценено в 4,3 миллиона долларов. Его выкупил тот же самый ювелирный дом, который его и создал — Van Cleef.

Оцените статью
«Не выйдешь отсюда, пока не родишь»
«Она станет твоей через пять лет»