— Одну монетку, месье! – умоляла миловидная девушка. – Мне не на что купить хлеба.
3 апреля 1768 года площадь Виктуар медленно пересекал хорошо одетый мужчина в сером шелковом сюртуке. В одной руке он держал внушительную трость, украшенную резьбой и драгоценными камнями, другой немного размахивал при ходьбе. Слова незнакомки заставили его притормозить.
Тусклый свет уличного фонаря упал на лицо просительницы, и мужчина с тростью довольно улыбнулся.
— Идем. – произнес он. – Мне как раз нужна служанка.
Роза родилась в Лотарингии в тот самый день, когда армия французского маршала Морица Саксонского одержала впечатляющую битву при Лауфельде – 2 июля 1747 года. Небогатая семья лавочника не могла позволить ей получить хорошее образование, но читать и писать Роза выучилась.
С тринадцати лет она помогала отцу за прилавком, а в восемнадцать семья с большим облегчением выдала ее замуж – за пирожника, Матье Келлера.
Кондитерские зарабатывали неплохо. Пирожные, сдоба, особенно с добавлением модного шоколада, продавались подчистую. Роза таскала тяжелые противни, и сама научилась делать крем…Но едва она вошла во вкус, как Матье захворал. Да так тяжело, что спустя полторы недели его пришлось оплакать.
Говорили, что Келлер взял денег взаймы, чтобы расширить свою кондитерскую. Отдавать теперь предстояло Розе, а нечем! Она пыталась сама вести дела, но все обернулось против нее. О пирожных пришлось забыть, а затем Роза оказалась на улице.
Эту нехитрую историю она и рассказала нарядно одетому господину с площади Виктуар. А он не сводил внимательного взгляда с ее изящной фигурки.
— У меня есть очаровательный домик в Аркёйе, — проговорил он, — и там не хватает прислуги. Пойдешь ко мне в служанки?
Было поздно, а она хотела есть. Роза Келлер перебивалась случайными заработками, а иногда просто ночевала на улице. И, хотя во взгляде неизвестного господина было что-то неприятное, все-таки дала свое согласие.
— Можешь называть меня «господин маркиз», — уточнил наниматель.
Вам доводилось когда-нибудь проходить собеседование таким странным образом? Бывало ли, что вы садились в экипаж с незнакомцами? Роза Келлер сделала и то, и другое. Она ответила на несколько простых вопросов господина маркиза – умеет шить, готовить, убирать. А потом преспокойно взошла по маленькой лестнице внутрь красивой кареты.
Она была так наивна?
Экипаж быстро довез ее и господина в предместье Аркёй. Действительно, в самом конце аллеи виднелся прелестный домик. Пока они ехали, господин маркиз пообещал Розе, что он даст ей несколько луидоров – аванс за работу – а еще накормит ужином. Не ложиться же на пустой желудок!
Ужин понравился Розе. Она уже начала немного дремать, когда ее разбудил резкий неприятный звук. Возле нее маркиз взмахнул хлыстом. А потом сообщил, что мадмуазель Келлер должна предстать перед ним в том виде, в каком она обычно принимает ванну.
Возмущенная Роза уверяла хозяина, что он неправильно ее понял. Что она совершенно «не такая» и вообще не стоило ей приезжать. Это лишь разозлило маркиза и хлыст взлетел снова…
…Несколько минут спустя он запер Розу в одной из комнат, повернул ключ в замке и был таков. Утром он пообещал явиться снова. По всей видимости, маркиз был убежден, что его служанка утомлена и не в силах что-то предпринять.
А она принялась лихорадочно придумывать план побега. Дверь-то закрыли. А вот окно оставалось распахнутым. И одеяла имелись, и простыни…
Она сплела себе веревку и, обмирая от страха, спустилась в сад. Никого не было, никто не увидел ее. Роза Келлер сумела выбраться и бросилась наутек.
Получилось, что ее «служба» в доме маркиза продлилась всего одну ночь. Никто и никогда не нанимал прислугу на столь короткий срок!
Вдова пирожника немедленно явилась к полицейским и рассказала о том, что с ней произошло. Выяснилось, что владельцем дома, из которого она сбежала, был маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад. Ему было двадцать восемь лет, он женился в 1763 году на Рене де Монтре и уже попадал в разные громкие истории. Буйный, неистовый! В общем, Розе Келлер сообщили, что она правильно сделала, что унесла ноги.
Жалобу Розы Келлер поддержали несколько свидетелей. Хотя никто из них не находился в доме маркиза, живописали произошедшее они очень ярко. Драматизм показаний порой зашкаливал, а Роза перенесенные испытания многократно увеличивала. Так что 7 апреля 1768 года она получила компенсацию – две тысячи четыреста ливров. Это была плата за то, чтобы Роза отказалась от своего заявления и спокойно переехала.
Деньги выплатила семья Монтре. Роза Келлер довольно подсчитала все до ливра. Она-то сама не сумела бы заработать подобную сумму даже за несколько лет усердной работы в кондитерской!
Кто-то говорил, что Роза Келлер – бедняжка. Другие считали, что служанка на одну ночь просто захотела подзаработать и придумала эту историю. Учитывая репутацию маркиза де Сада, люди легко поверили в его оскорбительное поведение по отношению ко вдове.
К слову, его все равно наказали! Маркиза привлекли к суду и заключили в замок Сомюр. После этого его перевели в крепость Пьерре-Ансиз, недалеко от Лиона, а уже в июне в Консьержери в Париже (позже там будет томиться королева Мария-Антуанетта). Спустя неделю после этого по королевскому указу де Сада отпустили и заставили заплатить штраф в сто луидоров.
Куда делась Роза Келлер потом – бог весть. Она появилась в деле маркиза еще один раз перед самым его освобождением: снова отказалась от всех выводов против него.