Наказание для уступчивой дамы

Заполучить Маргариту было для него делом чести. Ни одна дама еще не отказывала королю Франциску! А эта благочестивая жена парижского адвоката даже не смотрела на государя. А ведь он для нее старался… В марте 1540 года французский король заключил пари: крепость однажды падет. И он никак не мог предугадать, чем это обернется для него самого.

Жан Феррон любил свою жену «последней страстью старика». Он был уважаем, богат и располагал прекрасным домом напротив Отеля Нотр-Дам. В юности Феррон был женат, в зрелые годы потерял свою супругу, а когда его голова совершенно побелела, пришел к выводу: ему требуется новая хозяйка в дома. Она станет заботиться о нем и скрасит последние годы.

История не сохранила для нас, кем была Маргарита. Вероятнее всего, бедной сиротой из хорошей семьи. Во всяком случае, девушка обладала прекрасными манерами, была образована и легко согласилась стать женой адвоката. Видевшие эту пару невольно отмечали про себя: как же хороша мадам Феррон! И каким же старым выглядит рядом с ней адвокат…

Впрочем, Маргарита держалась очень достойно. Она с таким подчёркнутым уважением относилась к мужу, что соседи в один голос превозносили ее. Умница, прелестное создание, да еще и благочестива!

Говорили, что во Франции ни одна хорошенькая женщина не укроется от внимательного взора короля Франциска I. Известный дамский угодник, он пережил не одну влюбленность. При Дворе и в плену, на поле битвы и в заточении, он не переставал ухаживать за женщинами, и они падали к его ногам, как спелые яблочки.

Некоторые дамы становились его возлюбленными надолго – вроде прекрасной Анны д’Этамп. К некоторым он внезапно охладевал, как к графине де Шатобриан. Иные мелькали в его жизни, словно бабочки – вроде мадмуазель де Монфор… А имена многих он потом и вспомнить не мог.

— Знаете ли вы, сир, жену адвоката Феррона? – как-то небрежно спросили у него.

Разумеется, король ее не знал! В его окружении находились женщины, преимущественно, иного круга. И Франциску стало интересно. Конечно, ему расписали Маргариту в самых ярких красках. «Прекрасная Ферроньера», как ее называли в Париже, виделась ему дивной незнакомкой. Сразу вспыхнуло неугасимое желание: надо взять эту крепость!

Сначала он явился в Париж инкогнито. В ту пору королевский Двор редко задерживался в столице. Франциску куда больше нравились замки Луары – Блуа, Шамбор… Переодевшись в костюм поприще, король приехал прямо в контору Жана Феррона и сумел хорошенько рассмотреть адвокатессу. Она приносила гостю напитки и всегда держала глаза опущенными. Но Франциску было достаточно и этого.

Она впечатлила его. Она была несравненно хороша!

Тогда он повторил свой визит. Но уже постарался встретиться с Маргаритой, когда ее мужа не было рядом. Упав на одно колено, король принялся заверять даму, что он покорен ею с первого взгляда.

— Вы сошли с ума! – восклицала бедная женщина. – Немедленно встаньте! Что могут подумать, если увидят вас здесь?

И она по-прежнему не узнавала своего короля. Впрочем, откуда ей было его знать в лицо?

Только в третий раз Франциск решился рассказать, кто он таков. Дама едва не лишилась чувств, а потом расплакалась. Она была вынуждена признаться, что ей с самого первого взгляда понравился этот незнакомец. Но она держалась стойко. Она дала зарок, что будет холодна, ведь она замужем…

Королям не отказывают? Но Маргарита сделала это снова. Франциск Первый едва не взвыл от отчаяния. Но, уезжая, предложил следующее: спустя несколько дней он пришлет за Маргаритой экипаж. Она может сесть в него, а может и нет. Если она согласится, то не пожалеет ни на минуту. Ну а коли ей по душе всю жизнь влачить жалкое существование жены старого адвоката.

Надо ли говорить, что Маргарита села в карету?

«Через час она стала дамой короля», — записал личный лекарь Франциска I, Луи Гюйон. И впоследствии передал эту историю своим близким. А уже потом она попала в записи Брантома, а еще позже – Ги Бретона.

Адвокат Жан Феррон был в ярости. Жена теперь проводила время при Дворе. Она ненадолго возвращалась домой, и они практически не разговаривали. Разве мог старик сделать что-то против короля? О, это было совершенно невозможно. Только если… И Феррон призадумался. Ему потребовалось несколько недель, чтобы сформировался план: наказание для уступчивой дамы. А через нее – для короля.

Надо было лишь, чтобы Жан Феррон заболел. Он взял денег и отправился в самые бедные, самые темные кварталы Парижа. Поговорил кое с кем. Нашел подходящую кандидатуру, которой отсыпал монет за маленькую услугу. А потом начал ждать.

В очередной раз, когда жена появилась дома, Жан Феррон был с ней особенно добр и лаков. Даже смахнул слезу. Дескать, он все понимает. Конечно, такой пышущей здоровьем красавице тяжело рядом с ним. Он ничего не будет требовать. Пусть Маргарита хотя бы иногда будет любезна с ним.

Маргарита захворала очень скоро. А через нее – король Франциск. Поскольку дама оказалась в положении, и была не так крепка, как государь, она зачахла на глазах у мужа. Да, представьте, Жан Феррон пережил ее!

Король Франциск продержался еще дольше. Зерна хвори прорастали медленно, и, наконец, привели и его к логическому финалу.

Такую версию событий очень живо обсуждали в шестнадцатом веке. Передавали из уст в уста, записывали в письмах и мемуарах. Она попала в несколько книг, но… историки сомневаются в ее подлинности. Правда, многие моменты сходятся – да, была легенда о Прекрасной Ферроньере. Да, король Франциск не мог пройти мимо ни одной красавицы. Но остальное…

Точного ответа не даст никто. Но легенда – есть!

Оцените статью