Любовь Екатерины II. Неудачный брак и многочисленные фавориты Великой

Екатерина II вошла в отечественную историю как просвещенная императрица. Годы ее правления стали «золотым веком» – временем громких побед, расширения территории страны и окончательного закрепления ее статуса как ведущей державы Европы. А как сложилась личная жизнь Великой в бурном водовороте эпохи дворцовых переворотов?

Нелюбимый муж

Фике – как называли в семейном кругу немецкую принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую – было всего 15 лет, когда она прибыла в Петербург в качестве невесты своего троюродного брата, наследника российского престола, племянника Елизаветы Петровны Петра Федоровича.

Она приняла православие с именем Екатерина Алексеевна. Венчание состоялось в 1745 году, свадебные торжества прошли с особой пышностью и торжественностью, а молодожены пользовались покровительством императрицы. Казалось, все благоприятствовало их счастью. Однако чуда не произошло: семейная жизнь супругов не задалась с самого начала. Что пошло не так?

Сдержанная, рассудительная, трудолюбивая Екатерина и эмоционально неуравновешенный Петр были совершенно разными людьми. Ни родственные узы, ни милости императрицы, ни старания принцессы понравиться мужу не помогли им найти общий язык.

«Не могу сказать, чтобы он мне нравился или не нравился… Никогда мы не говорили между собою на языке любви: не мне было начинать этот разговор… что же его касается, то он и не помышлял об этом», – писала Екатерина.

Она была умной женщиной, изучала православие, много читала, рьяно учила русский язык, чем заслужила расположение двора. А Петр значительную часть времени проводил в бессмысленных развлечениях, ничуть не скрывая своего увлечения прусскими порядками, чем настроил против себя гвардию и дворянство.

Так долго продолжаться не могло: оба почти в открытую стали крутить романы на стороне. Тем не менее, в 1754 году, после 9 лет брака Екатерина родила долгожданного наследника Павла. Злые языки тотчас заговорили, что отцом мальчика был вовсе не Петр Федорович. В 1757 году на свет появилась дочка Анна, но и ее отцом также считали одного из фаворитов цесаревны.

Рождение сына-наследника не только не примирило, но, напротив, отдалило супругов друг от друга. Петр не скрывал своего желания отправить нелюбимую жену в монастырь и жениться на своей любимице, фаворитке графине Елизавете Воронцовой.

После воцарения Петра III положение Екатерины стало критическим; она чуть не угодила за решетку после того, как отказалась поднимать тост за Пруссию, с которой Россия воевала в Семилетнюю войну (1756–1763 гг.).

Но на ее стороне уже было почти все великосветское общество и гвардия. 28 июня (9 июля по новому стилю) 1762 года произошел очередной дворцовый переворот, в ходе которого Петр III был низложен, а Екатерина II стала императрицей.

Бывший император через неделю скончался якобы от злоупотребления алкоголем; но многие исследователи считают, что он был убит сторонниками Екатерины при ее молчаливом согласии. Можно упрекать ее за то, что она опередила своего мужа и перехватила бразды правления в свои руки?

Первые возлюбленные Екатерины

Несмотря на сдержанный, рассудительный нрав, Екатерина II в личной жизни оказалась весьма любвеобильной особой. Исследователи до сих пор не знают точное число ее любовников (от 12 до 25).

И это при том, что просвещенная государыня, по любопытному замечанию британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре, «приближала к себе мужчину» только тогда, когда считала, что «вступает в долгие и серьезные отношения». Кто же они – эти фавориты, которые имели счастье (или несчастье?) быть возлюбленными Великой?

Первым известным любовником Екатерины был Сергей Салтыков, симпатичный, веселый и контактный камергер Петра Федоровича. Он так близко сошелся с будущей императрицей, что при дворе упорно ходили слухи, будто он – настоящий отец маленького Павла.

Вероятно, по этой причине его через 2 недели после рождения мальчика отправили в Швецию – подальше от сплетен, которые порочили репутацию императорской семьи. И хотя роман длился всего 2 года (с 1752 по 1754 гг.), Екатерина страшно тосковала в разлуке со своим возлюбленным.

Вторым фаворитом цесаревны стал молодой поляк Станислав Понятовский – единственный иноземец в амурном списке Великой. Их роман длился 3 года; поговаривали, что он был отцом ее дочки Анны. В своих мемуарах Понятовский восхищается Екатериной и пылко признается ей в любви:

«…Она расцвела так, как об этом только может мечтать женщина, наделенная от природы красотой… Такова была возлюбленная, сыгравшая в моей судьбе роль арбитра. Все мое существование было посвящено ей…».

Впоследствии Понятовский при содействии Екатерины стал польским королем (продержался на троне до 1795 года, когда после восстания Тадеуша Костюшко под давлением России подписал отречение от престола).

Настоящие возлюбленные в жизни Великой

Одним из самых известных фаворитов Екатерины стал граф Григорий Орлов. Их отношения продолжались 12 лет – приличный срок для развратного 18 века. Орлов принимал участие в дворцовом перевороте в пользу своей возлюбленной, которая даже подумывала о браке с ним – тем более, что у них в 1762 году родился сын Алексей.

Почему она в конце концов отказалась от этого смелого решения? Ответ на этот вопрос содержится в ее письме Орлову:

«Друг мой, я люблю тебя, но обвенчавшись, мы обречем себя на судьбу Петра III».

Постоянные амурные похождения Орлова, которые были известны императрице, привели к разрыву в 1772 году.

Следующим стал светлейший князь Григорий Потемкин, и хотя он был на 10 лет моложе Екатерины II, пользовался ее особым расположением. Их роман завязался в 1774 году; возможно, уже в следующем году они тайно обвенчались. До нас дошла их переписка, полная нежности и взаимной любви.

«Я твоей ласкою чрезвычайно довольна. И она, конечно, есть мое утешение… Я столь разтронута любовью твоей… сударушка моя, сердечушко безценное», – писала Екатерина.

Некоторые исследовали допускают, что от него она родила дочь Елизавету, хотя большинство историков оспаривают этот факт. Их отношения длились недолгие 2 года; но перестав быть фаворитом императрицы, Потемкин сохранил ее доверие и фактический статус второго человека в государстве; он даже выбирал для нее фаворитов (тех, кто не мог быть его политическим конкурентом, разумеется)!

Отдельного упоминания заслуживает камергер Александр Ланской, который стал фаворитом Екатерины благодаря светлейшему Потемкину. Он был моложе ее на целых 29 лет, но зато не вмешивался в политику и не рвался к чинам, а главное, – не изменял ей и живо интересовался науками, иностранными языками, в том числе, – столь любимой Екатериной философией. Они вместе штудировали французский и труды просветителей.

«…Мы увлекаемся Альгаротти (итальянский критик-эссеист) и его товарищами… Мы приобретаем бесчисленные познания, и мы любим только общество самое образованное», – восхищенно писала о нем Екатерина.

Неизвестно, чем бы закончился этот роман: ведь впервые за долгие годы Екатерина Алексеевна, наконец, обрела родственную душу. Внезапная смерть этого скромного, кроткого человека (умер от ангины) потрясла ее, оставив глубокую сердечную рану.

Проходные фавориты

Красавец Александр Васильчиков совсем недолго пользовался расположением императрицы. Их кратковременный роман вспыхнул в 1772 году, но быстро сошел на «нет». Почему? Во-первых, Васильчиков был на 17 лет моложе государыни – значительная разница даже для сумбурного 18 века. А во-вторых (и это главное!) молодой человек быстро наскучил Екатерине, так как был плохо образован.

Зато Петр Завадовский оказался весьма умным административным работником, чем и привлек внимание государыни. Но их отношения продлились недолго из-за вмешательства Потемкина: уже через год Завадовский удалился от двора в свое имение.

Та же участь постигла красавца гусара Семена Зорича. Потемкину не понравились его темпераментный нрав и нездоровая склонность к картам, и он убедил Екатерину порвать с ним отношения, что и было исполнено.

А вот красавец, обладатель прекрасного голоса Иван Римский-Корсаков был буквально подсунут императрице услужливым Потемкиным. Этот молодой человек был младше государыни на 25 лет (!); к тому же был плохо образован. Чем же он ее покорил? Екатерина не устояла перед… его игрой на скрипке.

«Все – не только люди, но и животные – заслушиваются его игрой», – восторгалась она.

Однако их отношения закончились плачевно: Римский-Корсаков не довольствовался благосклонностью просвещенной Екатерины и крутил интрижки на стороне, за что получил «отставку».

4 года Екатерина состояла в отношениях с Александром Ермоловым, которого сама бросила – возможно, из-за разницы в возрасте (он также был моложе ее на четверть века!) или из-за его замкнутого, угрюмого характера.

Следующий, Александр Дмитриев-Мамонов привлек внимание императрицы тем, что был не только хорош собой, но и умен, образован, он даже писал стихи и пьесы. Но он был моложе Екатерины на 29 лет (!), поэтому ожидаемо изменял ей; кроме того, пытался вмешиваться в политику – за то и другое получил отворот-поворот.

22-летний Платон Зубов был последним фаворитом Великой. Он приобрел над ней такое огромное влияние, что даже потеснил всесильного Потемкина, этого второго полудержавного властелина.

«…Князь Платон Зубов… пользовался таким влиянием, что без него ничего не делалось: он возводил и низвергал сановников по воле-прихоти своей», – сообщал историк-публицист Петр Долгоруков.

Потемкин даже грозился «приехать и вырвать “зуб“» этому юному выскочке. Светлейшего можно понять: честолюбивый юноша вмешивался в управление государственными делами и даже заполучил от стареющей государыни фантастическое состояние в 20 миллионов рублей!

Что придавало ему смелости, вернее, – дерзости действовать столь решительным образом? Он опирался на поддержку влиятельного графа Николая Салтыкова, который усиленно интриговал против Потемкина. Неизвестно, до чего бы дошел этот молодой человек, если б не смерть Екатерины Великой в 1796 году.

Читая о романах Екатерины, остается удивляться, почему образование, начитанность и ум не помогли ей упорядочить личную жизнь?

Оцените статью
Любовь Екатерины II. Неудачный брак и многочисленные фавориты Великой
Иннокентий Смоктуновский испытал тяготы немецкого плена, радость победы и с трудом избежал сталинского лагеря