«Девочка хороша собой. У нее уже красиво округлилась грудь»: — довольно писал император Иосиф II своему брату Леопольду.
Речь шла про принцессу Елизавету Вюртембергскую, которую император забрал от родителей и поместил в венский монастырь салезианок. Иосиф хотел, чтобы ее превратили в добрую католичку и воспитали достойной невестой его племяннику Францу.
Сам император был дважды женат, обе его жены скончались от оспы. У него не было сыновей, но жениться снова Иосиф не собирался и планировал, что в будущем трон Священной Римской империи перейдет к одному из сыновей Леопольда.
Старшим племянником был Франц, и заботливый дядюшка заранее беспокоился о его будущем, собственноручно отбирая ему нареченную.
Елизавета появилась на свет в апреле 1767 года. Она была восьмым ребёнком в семье герцога Фридриха Евгения Вюртембергского и принцессы Фридерики Доротеи Софии Бранденбург-Шведтской. У супружеской четы было три дочери и, когда принцессы подросли, родители озаботились поиском выгодных женихов.
Первой была выдана замуж старшая дочь — София Доротея. Ей достался жених из России — великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Второй пошла под венец средняя дочь — Фридерика. Женихом стал Петр Фридрих Людвиг, принц Гольштейн-Готторпский.
А для младшей Елизаветы нашли жениха в лице эрцгерцога Франца, сына великого герцога Тосканы Леопольда. Он был практически ее ровесником.
Императору Иосифу II понравился портрет Елизаветы.
— Если вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж за эрцгерцога Франца, то принцесса должна быть доставлена в Вену, перейти в католичество и пройти обучение в монастыре, — заявил Иосиф II Фридриху Вюртембергскому.
Герцог поспешно согласился и начал собирать пятнадцатилетнюю Елизавету в дорогу.
Император лично встретился с прибывшей принцессой и убедился, что она мила и свежа. Единственное, что ему не понравилось — это зубы Елизаветы. Иосифу, тонкому ценителю женской красоты, хотелось, чтобы невеста племянника была безупречна во всем. Он приказал придворным врачам вылечить их.
Отправив Елизавету в монастырь, Иосиф написал Леопольду, чтобы тот отправлял Франца в Вену. Теперь нужно было заниматься мальчиком, постараться, чтобы из него вышел толковый будущий правитель. Задача была из сложных, так как племянник не оправдал ожиданий дядюшки.
Сохранилась запись о Франце, сделанная лично Иосифом. Он пару месяцев наблюдал за племянником, а потом зафиксировал впечатление в тетради, которую передал юному гостю со словами:
— Читайте вслух и погромче.
Смущенный и краснеющий Франц прочитал:
Он отстал в росте и силе, у него нет физической сноровки и не развита
осанка. Короче говоря, он представляет собой мягкого, изнеженного,
слабовольного человека без способностей, привыкшего, чтобы его вели,
непригодного стать государственным деятелем. Он говорит невнятно,
употребляет грубые выражения, у него резкий голос и он глотает слова,
отчасти из лени, частью по небрежности, отчасти из-за неуместной
застенчивости
Это был сильный удар по самолюбию Франца, но новый его ожидал впереди. Иосиф рассказал племяннику о том, что нашел ему прелестную невесту, дал свыкнуться с этой мыслью, познакомил его с Елизаветой, убедился, что она ему понравилась, а через пару месяцев снова позвал в свой кабинет, чтобы сказать:
— Я не вижу вашего развития, Франц. Вам шестнадцать лет, но по общению вы будто двенадцатилетний ребенок. С вашей свадьбой нужно подождать несколько лет. Вы должны повзрослеть.
Лишь в 1788 году Иосиф разрешил Елизавете и Францу обвенчаться. К тому моменту они уже нежно любили друг друга и с нетерпением ждали свадьбы.
6 января 1788 года, в стенах величественного венского собора, двадцатилетняя невеста шла к своему суженому — эрцгерцогу Францу. Он, облаченный в парадный мундир, расшитый золотыми нитями, сиял от счастья. Их клятвы перед алтарем были полны искренности и пылких чувств. А за стенами собора ликовала Вена: звон колоколов, пушечные выстрелы и крики толпы сливались в единый торжественный гул.
Молодожены готовы были сутки напролет проводить лишь вдвоем, но уже через два месяца после венчания император забрал с собой Франца, чтобы тот сопровождал его в походе против турок.
Елизавета слала любимому письма, наполненные тоской по нему и желанием скорее встретиться.
Твоя птичка сидит каждый день на моем плече. Я ухаживаю за ней так
хорошо, как могу, потому что знаю, как ты ее любишь. Я отправила моих
любимых птиц, чтобы твои не разучились петь свои собственные, особые
песни, потому что они мешали им своим пением. Я не могла бы любить тебя еще более искренне, мой ангел, чем сейчас, и я не нахожу утешения до тех пор, пока мы разлучены
Когда супруги увиделись, Елизавета была слаба. Но, невзирая на неведомый недуг, она вскоре осчастливила мужа известием о беременности.
Беременность протекала тяжело.
В феврале 1790 года Иосиф II слег. У него было очень плохое состояние. Елизавета, любившая императора как второго отца, пришла проститься с ним. То, что она увидела, оказалось невыносимым… Некогда могущественный монарх обессиленно лежал в кровати, изможденный болезнью, его исхудавшее лицо и стеклянный взгляд мало напоминали умного и блестящего реформатора.
Елизавета несколько минут простояла, глядя на императора, а потом рухнула на пол. Ее даже не успели подхватить. Начались преждевременные роды, завершившиеся весьма плачевно… Роженица потеряла много крови. Ей была проведена экстренная операция, но спасти ее было невозможно. Глаза эрцгерцогини навсегда закрылись.
Произведенный на свет младенец оказался девочкой, нареченной Людовикой Елизаветой. Малышка была не только болезненная, но и по признанию императорских лекарей, слабоумная. Она прожила всего шестнадцать месяцев.
Император Иосиф отправился вслед за Елизаветой через два дня, после ее роковых родов. На похоронах в склепе церкви Капуцинов два гроба стояли рядом. В одном лежала двадцатидвухлетняя Елизавета, в другом — 48-летний властитель.
Франц горько оплакивал утрату жены и дяди, но долго оставаться холостым ему не позволили. Всего через семь месяцев его ждал брак со своей дважды двоюродной сестрой, принцессой Марией-Терезией, об этом я напишу в следующей публикации.