«Он будет с тобой жесток»

Арчи требовал развода. Его перекошенное лицо буквально кричало о ненависти. «Почему, почему?» — вопрошала Агата. Она уже знала о миссис Нил. С этой женщиной Арчибальд Кристи познакомился на поле для гольфа. Уже давно муж и жена существовали каждый в своей реальности, но только теперь Агата поняла, как серьезен оказался раскол. И в какой-то момент пережила настоящее помутнение рассудка.

Свадьбу решили сыграть под Рождество. В том тяжелом 1914 году многие вступали в брак, и колокола звенели едва ли не каждый день. Арчибальд Кристи совершенно не нравился матери невесты. Он был высок, красив, от него исходила невероятная уверенность в себе. Еще бы! Только познакомившись с Агатой, он сразу же разузнал ее адрес. И приехал на следующий день, без всякого приглашения!

— Это неприлично, — поджимала губы Кларисса.

Но она увидела то, что ее потрясло – дочь влюбилась. Да, за ней и прежде ухаживали молодые люди! С одним из них Агата даже легкомысленно обручилась. Но Арчи ничего не останавливало.

— Напиши письмо, что ты расторгаешь помолвку, — сказал он твердо и с нажимом. – Сегодня же.

Она таяла, как воск, от взгляда его красивых глаз. И сразу села за письменный стол. Когда мать узнала об этом поступке, то разразилась гневной тирадой.

— Ты понимаешь, что он заставит тебя вынести все, что придет ему в голову? Агата, он будет с тобой жесток!

Но она не слушала. И под Рождество вышла замуж.

Арчи отправился служить во Францию, Агата работала в составе Добровольного вспомогательного отряда Красного Креста. Биографы подсчитали, что она отдала делу милосердия три тысячи четыреста часов. Причем большую часть времени трудилась бесплатно!

Это уже потом, когда она устроилась фармацевтом, то получала 16 фунтов стерлингов. Баночки с ядами и другими снадобьями завораживали Агату. Она настолько увлеклась делом, что добилась квалификации «помощник аптекаря».

В 1918 году служба Арчи завершилась, и семья сняла квартиру в лондонском Сент-Джонс-Вуде. Сначала Агата подумывала завершить дела в Торки, где она работала, но мать словно отрезала:

— Нет. Если ты хочешь, чтобы у тебя с мужем все было в порядке, ты должна быть с ним!

В тот момент у нее уже была готовая рукопись – «Загадочное происшествие в Стайлзе», где впервые появился детектив Эркюль Пуаро. Но издательство отклонило книгу.

Затем еще одно ответило отказом. И, наконец, в «Бодли-Хед» книгу согласились напечатать, хотя и поставили условие: надо переписать концовку. А когда это было сделано, то Агата Кристи подписала контракт еще на пять книг. Их надлежало напечатать в том же самом «Бодли-Хеде».

Новый, 1922-й год, они встречали в другом доме – больше и лучше прежнего. Дела у Арчибальда Кристи явно шли в гору. Да и Агата начала добавлять к семейному бюджету отнюдь не маленький вклад. Она черпала вдохновение отовсюду, а уж когда мужа отправили в рекламное турне…

Оставив дочь с матерью, Агата на десять месяцев погрузилась с мир приключений. Канада, Гавайи, Новая Зеландия, Австралия, Африка… Что может быть радостнее для писателя, чем новые открытия?

В поездке они с Арчи увлеклись спортом. Им показали, как кататься по волнам на доске, и оба отлично освоились.

«Ничто не сравнится с тем, чтобы мчаться по воде со скоростью, которая кажется вам примерно 200 миль в час. – позже вспоминала Агата. — Это одно из самых совершенных физических удовольствий, которые я когда-либо испытывала».

По возвращению они купили собственный дом в графстве Беркшир. Названный изначально Саннингдейлом, он стал именоваться Стайлзом, в честь первой книги Агаты. У миссис Кристи появился собственный автомобиль… За письменным столом Агата Кристи проводила долгие часы, Розалинда была поручена хлопотам няни. А вот Арчи… он начал ощущать себя чужим.

По выходным, уезжая в загородный клуб, чтобы поиграть в гольф, он неизменно слышал от жены: «Я присоединюсь к тебе в следующие выходные». Но и в следующие Агата Кристи работала над новой книгой.

…Все стало разрушаться с весны 1926 года. Кларисса, ее главная опора, умерла в апреле. Агата, всегда очень привязанная к матери, никак не могла оправиться от этого удара. Она съездила «на воды», потом просто отдыхала дома, но депрессия не покидала ее. Какой там гольф… К тому же, Арчи нашел себе компанию для игры – миссис Нил.

Тот декабрьский вечер 1926 года стал поворотным. Арчи сказал, что хочет развода. Арчи выглядел так, словно ненавидел свою жену, и Агата, слушая его, никак не могла взять в толк: это, действительно происходит? Что, почему, зачем? В чем она провинилась?

«Он будет с тобой жесток», — говорила ей когда-то мать. Как она была права!

— Я завтра пойду к адвокату. – подытожил Арчи. И хлопнул дверью.

Она села за письменный стол и некоторое время просто смотрела на чистый лист бумаги. А потом решительно принялась писать. Это была записка для Арчи и для няни. После этого писательница села за руль своего автомобиля «Моррис-Каули» и мотор заурчал.

Сначала она приехала в Лондон из своего уютного пригорода. Потом немного побродила по улицам, снова села за руль и поехала назад. Возле дома притормозила буквально на минуту – хотела увидеть, что Арчи вернулся. Но его не было. Он сдержал слово и ушел.

Плакала ли она? Агата не помнила. Но у нее с собой был чемоданчик с вещами – небольшой, в котором едва вмещалась смена белья, флакон духов и чуть-чуть косметики. Агата ехала вперед, пока не добралась до какого-то оврага.

По всей видимости, в эту самую минуту с ней приключилось нечто, похожее на помутнение рассудка. Она вышла из машины, затем принялась бродить в полной темноте (наступила ночь), споткнулась и порвала чулок. Все это время она вела внутренний монолог, обращаясь то к покойной матери, то к Арчи.

А после… вернулась в машину и уснула. Очнулась уже с лучами солнца, когда зуб на зуб не попадал от холода. И тут еще выяснилось, что автомобиль не заводится! Аккумулятор полностью разрядился. Ей очень повезло, что мимо ехал какой-то парень, согласившийся помочь озябшей даме. В итоге, «Моррис» снова был в строю, и Агата доехала до Ньюлэнд Корнера. Там, оставив автомобиль, она и пропала.

Машину нашли в 8:20 утра, и у нее горели фары. Агаты не было, на заднем сиденье царил хаос – разбросанные вещи из чемоданчика натолкнули на мысль, что писательница что-то искала. Она даже бросила короткую шубку, которую так любила. В холод? Почему?

Что с ней было? Как она вернулась в Лондон? Агата впоследствии давала сбивчивые показания, но в них постоянно находили нестыковки. Однако в 9 утра она уже оказалась в английской столице. Там же она отправила письмо брату Арчи, которое пролежало нераскрытым несколько дней, потому что было доставлено не домой, а в контору… А между тем, начались поиски пропавшей.

Агата Кристи выехала в курортный город Хэррогэйт, где к вечеру добралась до гостиницы и сняла номер на имя Терезы Нил из Кейптауна. Злая ирония над самой собой: так звали ту самую женщину, к которой уходил Арчи.

На следующий день Агата отправилась по магазинам, ведь у нее с собой не было вещей. Другие постояльцы отеля с интересом смотрели на слегка взбудораженную, но очень общительную даму. А вот персонал был озадачен: к ним никогда не приезжали без багажа… Да еще из Кейптауна!

— Глядите, как любопытно! – после ужина сказала Агата своим новым знакомым из отеля. Она держала в руках газету, в которой сообщалось об исчезновении писательницы Кристи. – Она похожа на меня, не правда ли?

Завтракала она в номере, а к обеду спускалась при параде. Гуляла, читала, заказывала новые газеты. Говорили, что правду о ней удалось узнать музыкантам из гостиничного оркестра. Они-то и позвонили в полицию. А потом приехал Арчи…

— О, это мой брат! – к удивлению Арчи, воскликнула Агата. – Как дела, милый?

Он думал, что она разыгрывает его и был страшно зол. Но спустя час убедился, что Агата говорит искренне. Она плохо соображала и невпопад отвечала на вопросы. Ее отвезли к сестре, а затем вызвали врачей.

Журналисты успели разнести эту новость по многим изданиям: пропала, возможно нет в живых? Или спряталась? О том, что в семье была ссора, тоже скоро узнали, и на Арчи косились с подозрением: а если…?

— Она немного не в себе, — сказали Арчи после тщательного осмотра Агаты. – Ей нужен покой.

О том, что Агата нашлась, заговорили с облегчением. Ну наконец-то! Ее искали более тысячи полицейских и 15 тысяч добровольцев. И возникли вопросы: а что произошло? Бог весть. Но сразу после того, как «пена улеглась», Арчи с еще большим остервенением заговорил о разводе. Выходка жены окончательно вывела его из себя.

«У нее подлинная потеря памяти», — отмечали врачи.

Развод был завершен в октябре 1928 года. Неделю спустя после этого Арчи женился на Терезе Нэнси Нил. И в том же 1928 году писательница взяла билет в «Восточный экспресс» …

То была судьбоносная поездка. Агата добралась до Стамбула, а оттуда – до Багдада, где познакомилась с археологом Леонардом Вулли и его женой. Они, в свою очередь, познакомили ее с археологом Максом Маллоуэном, который был моложе Агаты на добрую дюжину лет. Это не помешало любви: в 1930-м, в Эдинбурге, пара обвенчалась.

Агата работала, но при этом всегда сопровождала Макса в его экспедициях. Помнила завет матери. Она не переставала писать ни в дороге, ни в отелях, став одним из самых «плодовитых» авторов в истории английской литературы. Большая часть произведений была написана в новом доме Агаты – в Винтербрук-Хаус, который они купили с Максом в 1934 году.

Они вели спокойный образ жизни.

«Мои главные антипатии — это толпы, громкие звуки, граммофоны и кинотеатры. – рассказывала Агата двенадцать лет спустя. — Мне нравятся солнце, море, цветы, путешествия, странная еда, спорт, концерты, театры, фортепиано и вышивание».

Она создала фонд для детей и обожала возиться в саду, сумев получить даже несколько наград за свои достижения именно в садоводстве. На публике — как и в юношеские годы — старалась появляться как можно реже. К съемкам фильмов по своим романам оставалась удивительно равнодушной….

Она умерла «от естественных причин» (так было означено в некрологе) 12 января 1976 года в возрасте 85 лет. На следующий год Макс женился на Барбаре Гастингс, археологе, как и он сам. Правда, брак этот продлился совсем недолго — в 1978 году второй муж Агаты Кристи покинул этот мир.

Знаменитая писательница, автор любимых многими детективов, за свою жизнь продала около 300 миллионов книг. После себя она оставила 106 683 фунта стерлингов (что примерно равно 970 000 фунтам сейчас), которые, в основно, достались ее мужу и дочери.

Добавим к этому дома и поместье в Девоне. И вот, что любопытно! Поместье, в котором жила Агата Кристи, стало декорацией к экранизациям нескольких ее книг, включая последний эпизод сериала о сыщике Пуаро….

Оцените статью
«Он будет с тобой жесток»
Девятилетняя жена