— Дорогая, ешьте. Чем больше съедите, тем больше шансов, что вы осчастливите меня сыном, — убеждал жену император Священной Римской империи Карл VI.
Елизавета Кристина тяжело вздыхала и брала с подноса очередную тарелку, доверху наполненную говяжьим бульоном с телячьими языками.
— И не забудьте про вкусное зелье, — заботливо протягивал ей кубок Карл.
Кубок был наполнен крепким напитком из перебродившего винограда. У императрицы уже все плыло перед глазами, желудок был переполнен, но она послушно ела и запивала все, что ей давали. Выбора у несчастной не было. Империя ждала от нее наследника.
Принцесса Елизавета Кристина родилась в августе 1691 года. Она стала первым ребёнком в семье герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг-Вольфенбюттельского и его супруги Кристины Луизы Эттингенской.
Когда Елизавете Кристине было тринадцать лет, ее дед договорился о помолвке внучки с девятнадцатилетним Карлом, вторым сыном императрицы Элеоноры Нейбургской. У жениха были блестящие перспективы на императорский титул. Дело в том, что у его брата не было сыновей, и отношения с женой были настолько прохладными, что все догадывались, что их супружеская жизнь себя исчерпала.
Императрица Элеонора делала ставку на второго сына и надеялась подобрать ему крепкую и здоровую невесту, способную в будущем нарожать сыновей.
Рассматривая портреты кандидаток на роль жены Карла, Элеонора консультировалась с лекарями. Благодаря их советам выбор пал на юную Елизавету Кристину, дед которой очень суетился и хотел выгодно пристроить внучку. Кстати, одну из своих внучек (сестру Елизаветы Кристины) он выдаст за царевича Алексея, сына Петра I.
Была организована встреча, чтобы императрица посмотрела на будущую невестку вживую. Элеонора была весьма довольна. Елизавета Кристина оказалась еще лучше, чем на портрете: высокая, статная, белокурая и с пышными бедрами.
Все были довольны, кроме самой невесты. От девушки требовалось сменить вероисповедание. Она, набожная протестантка, никак не хотела переходить в католичество. Пришлось родственникам надавить на нее и объяснить, что ее дело подчиняться, а не артачиться.
23 апреля 1708 года в Испании состоялось венчание.
Первые годы брака выдались счастливыми. Карл с нежностью относился к жене и не давил на нее из-за того, что она не беременеет.
Все резко изменилось в 1713 году.
В 1711 году скончался император Иосиф I и его преемником стал Карл. Он направился в Вену на коронацию, а жену оставил в Испании, сделав ее наместницей. До 1713 года Елизавета Кристина занималась управлением страны, а потом поехала к супругу в Австрию.
Новая жизнь оказалась напряженной и тягостной. Бдительная свекровь тут же озаботилась состоянием невестки и каждый месяц интересовалась у Елизаветы Кристины, почему она еще не забеременела.
— Странно. Вы выглядите пышущей здоровьем, но почему-то не беременеете. Ваш муж — император и ему обязательно нужен наследник! — строго выговаривала Элеонора.
— Я не знаю, почему у меня не получается, — только и могла выдавить в ответ бледная Елизавета Кристина.
Долгожданная беременность наступила в 1715 году, а в 1716 году Елизавета Кристина родила сына. Мальчика нарекли Леопольдом Иоганном.
Вена бурно праздновала рождение наследника, но всего через шесть месяцев малыш ушел в мир иной. Пока Елизавета Кристина была погружена в неутешное горе, Карл делал дорогостоящие подношения в Базилику Рождества Девы Марии, прося в молитвах, чтобы у него снова родился сын.
Небеса словно услышали призыв императора, и Елизавета Кристина опять забеременела.
13 мая 1717 года на свет появился второй ребенок императорской четы. К огорчению Карла и Элеоноры — это была девочка. Малышку назвали Марией Терезией.
Через семь месяцев императрица снова была беременна. В сентябре 1718 года она родила дочь Марию Анну. Конечно, муж и свекровь опять были разочарованы, но теперь их успокаивала мысль, что Елизавета Кристина способна вынашивать детей, а, значит, нужно лишь подождать, когда очередные роды подарят долгожданного младенца мужского пола.
В январе 1720 года мать императора испустила дух, а ее невестка могла передохнуть от требований подарить стране наследника.
Следующий ребенок императорской четы появился в 1724 году. Это была девочка, названная Марией Амалией. Карл был удручен. Он созвал совет лекарей, и они, посовещавшись, решили, что для зачатия мальчика, императрица должна много есть и пить. Пить не простой воды, а крепкой, с градусом!
Рекомендация, назначенная из лучших побуждений, превратилась для несчастной Елизаветы Кристины в пытку. Императрица была вынуждена не только много есть, но и спиваться. Излишества ударяли по ее здоровью. Она набирала лишний вес, страдала одышкой и с трудом передвигалась.
Карл не понимал, почему нет результата, и ему подсказали, что спальню нужно украсить картинами, на которых были запечатлены привлекательные мужчины. Дальше в ход пошли статуи. Было предположение, что глядя на мужчин, императрица забеременеет мальчиком. Разумеется, этот фокус не сработал!
Перекормленная Елизавета Кристина утратила фертильность. Ей хотелось, чтобы от нее все отстали и дали ей спокойно поспать.
Карл видя, что жена выглядит все хуже и хуже, понял, что надежды зачать наследника нет. Нужно было работать над тем, что у него было — создавать закон, позволяющий старшей дочери наследовать престол. Все внимание императора сосредоточилось на Марии Терезии.
В 1740 году Карл ушел в мир иной и бразды правления перешли в руки Марии Терезии. Она хоть и уважала мать, но сразу дала ей понять, что править будет без нее.
Елизавета Кристина пережила мужа на десять лет.
Чревоугодие аукнулось ей тем, что последние годы жизни у нее были сильно опухшие ноги и она передвигалась с помощью специального кресла. Вдовая императрица скончалась в 1750 году, когда ей было пятьдесят девять лет. Ее похоронили рядом с мужем, в Императорской усыпальнице Вены.
Из четверых детей императрицы относительно долгую жизнь прожила лишь Мария Терезия — величайшая правительница Европы.