Берии не далась

Он подошел сзади. Женечка почувствовала, как тяжелые руки легли на талию, а шею обожгло дыханием, пахнущим грузинским вином. Тут же раздались вкрадчивые, с грузинским акцентом слова: «Пайдем в намера».

Она всю жизнь считала себя настоящей украинкой, но родилась в Петрограде 8 марта 1915 года. Отцом новорожденной малышки, которой дали имя Евгения, Женя, был агроном Александр Евменович Гаркуша, матерью — Елена Владимировна Гаркуша, урожденная Аврамова.

Отец трудился в Департаменте земледелия, но после революции должность потерял. В 1921 году семья 6-летней Жени перебралась из Петрограда в Киев, где отцу нашлась работа.

Из-за революционных событий школу-семилетку девочка окончила лишь в 1933-ем году, в возрасте 18 лет. Высокая, стройная, невероятно миловидная девушка с ослепительной белозубой улыбкой, мечтала быть актрисой, и вскоре поступила в театральную студию при Киевском русском драматическом театре.

Окончив студию в 1937-ом году, Гаркуша отправилась в Тулу, где была принята в труппу местного театра. Затем Евгения несколько лет работала в театрах Баку и Свердловска.

В 1940 году режиссер Киевской киностудии Исидор Маркович Анненский пригласил Евгению Гаркушу на роль девушки Сани в свою драматическую киноленту «Пятый океан», повествующую о судьбах мирных летчиков, вынужденных стать летчиками военными.

15 ноября 1940 года состоялась премьера фильма. Лента стала весьма популярной, и Евгения переехала из Свердловска в Москву, где стала актрисой Театра им. Моссовета.

На съемках «Пятого океана» 25-летняя Евгения познакомилась с 37-летним поэтом-песенником Ярославом Родионовым. У актрисы и поэта случился страстный роман. По возвращении в Москву со съемок пара расписалась.

Семейные отношения не заладились: Ярослав считал себя недостойным молодой красавицы-жены, из-за чего ревновал Евгению к каждому встречному.

В конце концов, актрисе это надоело, и она, и правда, влюбилась в другого мужчину.

Это произошло в октябре 1941 года. Театр им. Моссовета давал свои последние перед эвакуацией спектакли. После одного из представлений Евгения Гаркуша познакомилась с 36-летним видным советским океанографом, а, по совместительству, наркомом морского транспорта Петром Петровичем Ширшовым.

Ширшов был женат, но семью свою он недавно отправил в эвакуацию. Красота актрисы поразила наркома в самое сердце, он начал настойчиво ухаживать за Евгенией, и замужняя женщина не нашла в себе сил сопротивляться этому напору. Тем более, отношения со столь влиятельным человеком могли помочь ей и в жизни, и в карьере.

Ширшов и Гаркуша стали жить вместе. Наркому по делам службы приходилось бывать в самых разных городах страны, и Евгения повсюду сопровождала возлюбленного.

Родионов, узнав, кто стал любовником его жены, немедленно согласился дать развод — вступать в конфликт с наркомом поэт не стал.

В 1942 году Евгения сыграла во втором своем фильме — «Неуловимый Ян». В ленте рассказывалось о борьбе чехословацких патриотов против гитлеровских захватчиков во время фашистской оккупации. Режиссером «Неуловимого Яна» был все тот же Исидор Анненский.

В 1944 году Евгения родила девочку, которой дали имя Марина. У Петра Петровича уже был сын от первой жены, дочь — от второй, но к Марине нарком относился с особой нежностью.

Когда из эвакуации вернулась Надежда, законная жена Ширшова, нарком сообщил ей, что встретил другую. Женщина горько плакала, но была вынуждена смириться.

Сразу после развода Петр Петрович женился на Евгении.

Семья проживала в великолепной квартире в Доме на Набережной. Евгения, как одна из «кремлевских жен», получала все лучшее: одежду, косметику, украшения. У актрисы был личный водитель.

Вместе с мужем Евгения нередко бывала в Кремле, и в 1946 году, по некоторым данным, светская жизнь актрисы привела к трагедии. На красавицу обратил пристальное внимание сам Лаврентий Павлович Берия, о любовных похождениях которого ходили мрачные легенды.

Рассказывали, что Берии так понравилась жена наркома, что он, улучив момент, подошел к ней, приобнял за талию и прошептал на ушко непристойное предложение. Евгения не смогла сдержаться и дала Лаврентию Павловичу пощечину.

28 июля 1946 года, через пару месяцев после приема в Кремле, в квартиру наркома Ширшова постучали. Это пришли за Евгенией. Женщина была арестована и отправлена в тюрьму: ей был присвоен номер 13.

29 декабря актрисе предъявили официальные обвинения сразу по трем статьям — измена родине, антисоветкая пропаганда, спекулятивная деятельность.

Особое совещание при МГБ СССР рассмотрело дело Гаркуши лишь 29 ноября 1947 года: все это время женщина содержалась в тюрьме. Евгению признали виновной в «спекуляции и подозрительных связях» и назначили ей наказание — восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Вскоре после оглашения приговора Евгения Александровна была этапирована в лагерь в поселке Омчак Магаданской области.

Жене наркома были сделаны определенные послабления: заключенной разрешили жить в съемном доме, а не в бараке, кроме того, с Евгенией в добровольную ссылку отправилась ее мать. Трудились женщины на фабрике им. Берии.

Нарком Ширшов в связи с приговором супруги был отправлен в отставку, но арестовывать его не стали.

1 августа 1948 года Петр Петрович узнал страшную новость: его любимая жена, 33-летняя красавица-актриса Евгения Гаркуша покончила с собой в лагере. Полностью отчаявшаяся женщина, оторванная от маленькой дочери, приняла смертельную дозу снотворного.

После смерти жены Петр Петрович Ширшов стал постоянно хворать, а в 1952-ом году врачи сообщили бывшему наркому о неоперабельном раке. В 1953-ем году 47-летнего мужчины не стало.

Марина Ширшова, дочь Евгении и Петра Петровича, окончила химфак МГУ, много лет работала научным сотрудником института океанологии РАН, названного в честь ее покойного отца П.П. Ширшова.

С Мариной связано одно потрясающей силы воспоминание, принадлежащее режиссеру Исидору Анненскому.

В 1972 году к Анненскому пришла 28-летняя женщина, оказавшаяся океанологом Мариной Ширшовой, дочерью любимой актрисы режиссера.

Марина попросила Исидора Марковича устроить ей просмотр подзабытого фильма «Неуловимый Ян». Пожилой режиссер исполнил просьбу Марины:

«На экране двигалась, смеялась и пела озорная и весёлая, юная женщина, а в зале со слезами на глазах сидела её дочь. Сейчас они были ровесницы. Так через много лет состоялось их свидание».

Оцените статью