К утру Лилиана уже знала — этот грубоватый, много повидавший человек станет ее судьбой…

Лилиана Алешникова казалась существом, случайно занесенным в советскую действительность из какого-то параллельного измерения. Ее красота не поддавалась обычным стандартам — это было скорее явление природы, чем человеческая привлекательность.

В обычной жизни эта хрупкая женщина напоминала драгоценную фарфоровую куклу, неумело встроенную в грубый быт современной эпохи. Казалось, обыденные вещи давались ей с трудом. Она постоянно теряла ключи, забывала о важных встречах, могла перепутать сумму в платежной ведомости.

Но при этом в ее нелепых, вышедших из моды нарядах было какое-то особое очарование. Например, стоптанные туфли, в которых она приходила на съемки, выглядели не как признак бедности, а скорее как осознанный выбор. Поношенные платья с выцветшими цветами сидели на ней так, будто это было не «мамино выходное», а эксклюзивные модели от кутюр.

Коллеги вспоминали, как однажды Лилиана явилась на важные пробы в пальто с оторванной пуговицей и с авоськой вместо сумки. Но когда начала читать монолог, все эти бытовые мелочи мгновенно забылись. Осталась только ее удивительная способность превращать любую роль в маленькое чудо.

К сожалению, судьба сыграла с актрисой злую шутку. Обладая всем, что нужно для звездной карьеры: талантом, внешностью, влиятельным мужем-режиссером, она так и осталась тенью в истории кино. Всего два десятка ролей, большинство из которых эпизодические. А потом двадцать лет забвения…

ДВА МИРА МАЛЕНЬКОЙ ЛИЛИ

Лилиана появилась на свет в Москве в семье, где искусство было не профессией, а образом жизни. Ее мать, балерина Элеонора Бендак, блистала на сцене Большого театра. Отец, актер Петр Березов, узнав о беременности жены, просто исчез из их жизни.

Судьбу девочки изменила случайная встреча матери с Лазарем Алешниковым, скромным инженером авиационного завода. Этот добрый человек не только женился на балерине, но и усыновил ее дочь, дав ей свою фамилию и отчество.

В отличие от богемного окружения матери, отчим был человеком земли в хорошем смысле этого слова. Каждое утро он аккуратно заправлял постель, чистил ботинки до блеска и верил, что главное в жизни — честно делать свое дело.

Элеонора, оставив сцену после рождения ребенка, нашла себя в преподавании. Ее строгий балетный класс в училище стал кузницей талантов. Великая Майя Плисецкая была одной из ее учениц.

Маленькая Лиля росла между двух миров: дисциплинированной балетной студии матери и уютной, пахнущей пирогами и борщом квартиры, где хозяйничал отчим.

Возможно, именно это странное сочетание артистической крови и простой человеческой доброты сделало ее такой непохожей на других. Уже в детстве она могла, играя во дворе с ребятами, вдруг застыть и начать декламировать стихи, словно видя что-то за гранью обычного.

СТРОГИЙ ВЕРДИКТ

Кинематографом Лилиана заболела еще в детстве. Но когда после окончания школы пришла на ВГИКовские пробы, ее странная, почти мистическая красота вызвала неоднозначную реакцию.

— Актрисой кино тебе никогда не быть, деточка,- резко бросила в ее сторону Тамара Макарова.

К счастью, вопреки ее вердикту, некоторые члены комиссии разглядели в девушке особый дар. Старейший педагог ВУЗа Борис Бибиков, прикрыв глаза ладонью, пробормотал:

— Черт возьми, да она же готовая героиня Достоевского!

Но иногда и самые горькие отказы становятся лучшими подарками судьбы. В тот же день, не раздумывая, Алешникова направилась в Щукинское училище. И там, среди будущих театральных актеров, ее странность наконец-то была оценена по достоинству.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Уже на втором курсе она дебютировала в кино. Да что там говорить, когда-то отвергнутая «киношниками», она стала сниматься чаще многих ВГИКовских выпускников. Правда, ее популярность в 60-х была особенной. Не оглушительной, как у некоторых коллег, а скорее глубокой.

В таких картинах, как «Штрафной удар», «Взрослые дети», «Разбудите Мухина» Лилиана снималась с будущими легендами советского кино. Но их пути разошлись самым удивительным образом. В то время как Михаил Пуговкин становился народным любимцем, а Александр Демьяненко — символом интеллигентного героя, Алешникова оставалась как бы не у дел.

Ее комедийные роли были блестящи. Зрители буквально рыдали от смеха, когда актриса с совершенно серьезным лицом произносила свои реплики.

— Алешникова обладает редким даром. Она смешна, не переигрывая,- писали о ней критики.

Но за этим внешним успехом скрывалась драма актрисы, мечтавшей о совсем других ролях. Режиссеры использовали ее необычность как эксцентричный штрих в своих комедиях, но боялись доверять серьезные драматические образы.

— Она слишком… другая, — говорили они, не находя слов, чтобы объяснить, что именно их смущает.

АКТРИСА И РЕЖИССЕР

Ее встреча с будущем мужем, казалось, была предопределена свыше. Яков Сегель, ветеран войны и бывший юный актер, сыгравший Роберта в «Детях капитана Гранта», к моменту встречи с Лилианой уже окончил ВГИК и начинал свою режиссерскую карьеру.

Казалось бы, идеальный союз: талантливая актриса и перспективный режиссер. Но в реальности все оказалось сложнее…

Они познакомились на съемках фильма «Это начиналось так…». Ей 21 год — возраст, когда сердце особенно доверчиво. Ему 33, когда уже знаешь цену словам и поступкам. Яков, дважды обжегшийся в браках, решил произвести впечатление на юную актрису по всем правилам и пригласил прокатиться на своей «Волге».

— Поехали, покажу, как снимают ночные сцены у реки,- с деланной небрежностью бросил он через плечо, поправляя зеркало заднего вида.

Роскошная машина блестела лакированным белым кузовом, пахла кожей и табаком. Лилиана, смеясь, уселась на сиденье, даже не подозревая, что этот вечер станет их общей легендой. Через полчаса мотор неожиданно захлебнулся где-то на лесной дороге, оставив их среди тревожного шепота деревьев и далеких криков ночных птиц.

— Приехали…,- расстроилась было девушка.

— Зато какие декорации!- широко взмахнув рукой в сторону темнеющего леса, воскликнул Яков. — Луна, звезды, полная романтики…

— И комары,- Лилиана шлепнула себя по щеке.

Сегель вдруг серьезно посмотрел на нее:

— Знаешь, в кино мы можем переснять хоть сотню дублей. А вот такие моменты… Они случаются только раз в жизни.

В этот момент луна высветила ее внезапный румянец. В тишине леса зазвучал смех, сначала осторожный, потом все более беззаботный. Так, среди потухших фар и разлитого по лесной дороге лунного света началась их история. Без сценария, без дублей, но на удивление правдивая.

Они шли обратно пешком, спотыкаясь в темноте. И за те долгие километры Яков рассказал ей то, о чем обычно молчал. О страхе тринадцатилетнего мальчишки на съемочной площадке «Капитана Гранта». О войне, которая навсегда оставила осколок в его плече. О двух неудачных браках, после которых разуверился в любви.

К утру Лилиана уже знала — этот грубоватый, много повидавший человек станет ее судьбой. А Яков, впервые за много лет, почувствовал, как что-то давно забытое теплеет у него в груди. Как потом оказалось, в ту ночь перегорел не только провод в машине. Сгорела и та стена, которую он так тщательно выстраивал вокруг своего сердца.

Оцените статью
К утру Лилиана уже знала — этот грубоватый, много повидавший человек станет ее судьбой…
«Простушка на экране» — Алевтина Румянцева. Жизнь в США и всемирно известный муж, который был моложе