«За унижение хорошо платят», — учила мать

«Ты же не хочешь быть угольщицей, — вопрошала женщина, держа за руки 12-летнюю испуганную девочку и глядя ей прямо в глаза. — Не хочешь голодать, не хочешь спать в холодной постели? Не хочешь, чтобы тебя хватали грязными руками?».

«Не хочу», — прошептала Эмма, глотая слезинки.

«Тогда унижайся, дитя», — сказала мать и, наконец, отпустила девочку.

Эмма потом долго плакала в уголке, пытаясь понять, что значит — унижаться. Вскоре она это узнала.

Эмма, или, как ее звали дома и на улице, Эми, родилась 26 апреля 1765 года в семье кузнеца по фамилии Лайон из английского графства Чешир. Отец, несмотря на профессию, крепким здоровьем не отличался, и вскоре скончался от непосильного труда.

Мать Эми была вынуждена отправить дочь к родителям умершего мужа — людям крайне скупым и жестоким. Бабушка и дедушка требовали от невестки платы за содержание Эми, поэтому миссис Лайон пришлось стать угольщицей — торговать топливом с тачки на городских улицах. Работа крайне тяжелая, грязная и неблагодарная.

Эми в доме бабушки и дедушки приходилось очень тяжко. Девочку попрекали куском хлеба, заставляли выполнять тяжелую работу, за любой проступок сурово наказывали. Мать-угольщица, приходя навестить дочку, пыталась научить Эми жизненной мудрости:

«Унижайся, дочка. Не будь гордой, не задирай нос. Сильные мира сего любят ощущать превосходство и хорошо платят за унижение перед ними. А с тебя не убудет».

Эми поначалу не понимала, о чем говорит мать, но затем попробовала «унижаться» перед бабушкой — и вскоре получила от нее кусок пирога!

В 1779 году Эми покинула дом дедушки и бабушки и отправилась в Лондон.

Столица поразила юную провинциалку. Девушка поступила в услужение в богатую семью, и вовсю используя совет своей, к тому времени уже покойной, матери-угольщицы, имела в доме большой успех. Особенно Эмму привечал хозяин дома, лондонский банкир. Когда об этом узнала хозяйка, дочери угольщицы пришлось покинуть теплое место.

Провинциалка сняла комнатушку в одном из самых злачных районов столицы. Впрочем, Эми здесь не задержалась: уже очень скоро нашелся состоятельный джентльмен, изъявивший желание приютить бедняжку у себя.

В 1781 году Эмма поняла, что она беременна. Вскоре мисс Лайон родила девочку, которой дала имя Эмма Кэрью.

Эмма не могла заниматься воспитанием дочери, поэтому отправила ее в провинцию, к бабушке и дедушке.

Вскоре за плечами Эммы Лайон было несколько громких романов, сделавших ее скандально известной во всем Лондоне. О Чеширской красавице говорили во всех светских салонах, каждый мужчина мечтал побывать в гостях у новой лондонской куртизанки.

В 1783 году Эмма познакомилась с известным шотландским авантюристом Джеймсом Грэхэмом. В Лондоне Джеймс нашел себя в театральной сфере: он ставил на сцене пьесы, вызвавшие бы оторопь у императора Калигулы.

18-летнюю Эмму, впрочем, скандальная репутация Грэхэма не отпугнула, и она согласилась участвовать в постановках Джеймса. На сцене мисс Лайон играла роль богини здоровья. Благодаря изумительной красоте Эми спектакли Грэхэма стали пользоваться бешеной популярностью среди аристократии. У мисс Лайон наконец-то появились немалые деньги.

Став актрисой (пусть и крайне сомнительного театра), Эмма придумала себе звучный псевдоним — Эмма Харт.

Добившись известности, материального благополучия, дочка кузнеца и угольщицы стремилась войти в высший свет Британии, и в 1786 году ей это удалось.

У Эммы была легкая интрижка с аристократом Чарльзом Гревиллем, через которого 21-летняя красавица познакомилась с сэром Уильямом Гамильтоном, послом Британии в Неаполитанском королевстве.

Выдающемуся английскому дипломату в ту пору исполнилось 56 лет, но он влюбился в Эмму как мальчишка с первого же взгляда и умолял ее отправиться с ним в Италию. Немного подумав, Эмма согласилась.

В Неаполе мисс Лайон поселилась в великолепном особняке сэра Уильяма, быстро добившись статуса одной из главных красавиц королевства.

Любовь Гамильтона к Эмме была так сильна, что уже в 1791 году, опасаясь, что красавицу «уведут», сэр Уильям предложил куртизанке руку и сердце.

Церемония бракосочетания в главном соборе Неаполя отличалась необычайной пышностью и вызвала большой скандал в Англии. Парламент обвинил Гамильтона в растрате средств, а также, в связи с женитьбой на женщине сомнительной репутации — в попрании чести английской дипломатии.

Помимо прочего, британский парламент был возмущен «хобби» новоиспеченной миссис Гамильтон — Эмма в Неаполе занялась созданием так называемых «аттитюд» или «живых картин». Миссис Гамильтон с помощью актеров и актрис «оживляла» классические произведения живописи. Аттитюды Эммы были по тем временам скандальными и будоражили всю Европу.

Смотреть живые картины Эммы приходили многие известные мужчины, например, большим поклонником искусства миссис Гамильтон был Гете. В Англии над «хобби» супруги посла смеялись, а в прессе чуть ли не ежедневно публиковались фельетоны и карикатуры на Эмму и ее аттитюды.

Однако Эмма Гамильтон не обращала на нападки ни малейшего внимания: ее слава по меркам XVIII столетия была уникальна. Знаменитые художники упрашивали сэра Уильяма позволить им сделать портрет его жены. Так, Эмму писали Ангелика Кауфман, Джордж Ромни, Иоганн Тишбейн. На полотнах мы видим женщину поразительной красоты — часто задумчивую и печальную.

Вскоре на Эмму Гамильтон обратили внимание при королевском дворе. Красавица получила приглашение во дворец, где с ней желала познакомиться королева Мария Каролина Австрийская, супруга короля Фердинанда IV Неаполитанского.

Знакомство прошло успешно: Эмма поразила королеву своей красотой, а также умом и скромностью. Так леди Гамильтон стала ближайшей подругой Ее Величества.

Именно неаполитанская королева познакомила Эмму с главным мужчиной в жизни бывшей куртизанки.

Великому британскому флотоводцу Горацио Нельсону в ту пору исполнилось сорок лет. Он был красив, обходителен, невероятно умен. Впервые в жизни Эмма по-настоящему влюбилась. Престарелый сэр Уильям не видел ничего предосудительно в романе жены с вице-адмиралом: напротив, посол всячески поощрял этот роман.

В 1800 году супруги Гамильтон вместе с Горацио Нельсоном отправились в Лондон. Английская пресса тут же ухватилась за животрепещущую тему любовного треугольника в жизни флотоводца.

В 1801 году у Эммы и Горацио родилась девочка, которую назвали в честь отца — Горация. Вице-адмирал дал малышке и свою фамилию.

Через два года после рождения малышки скончался сэр Уильям Гамильтон. Смерть мужа нанесла Эмме страшный удар, но не потому, что она его любила — скорее, наоборот. На вскрытии завещания выяснилось, что Гамильтон был совсем не в восторге от измены молодой жены: весь свой огромный капитал посол завещал государству, бесценную коллекцию древнегреческих ваз передал Британскому музею, а Эмме назначил скромную пенсию.

Эмме и вице-адмиралу Нельсону пришлось покинуть шикарный особняк Гамильтона в центре Лондона: пара поселилась в скромном домике в южной части столицы.

Но Эмме недолго пришлось наслаждаться жизнью с любимым человеком. Горацио Нельсон был военным, а в то время Европу сотрясали Наполеоновские войны. На море Англия сражалась с объединенными франко-испанскими морскими силами.

В 1805 году во время знаменитой Трафальгарской биты вице-адмирал Горацио Нельсон геройски погиб.

Через несколько дней после похорон возлюбленного к Эмме нагрянули кредиторы: выяснилось, что Горацио оставил после себя кучу долгов. Долги кредиторы требовали с маленькой дочери вице-адмирала, а значит, с ее матери.

Отправляясь на свою последнюю битву, великий флотоводец отправил письмо королю Георгу III. В своем послании Нельсон просил корону позаботиться о его «жене» Эмме и дочери. Просьбу вице-адмирала король даже не рассмотрел.

Эмме и Горации пришлось спешно убегать от кредиторов. Много лет мать и дочь скрывались: во время скитаний Эмма представляла Горацию своей воспитанницей.

Однако кредиторы настигли беглянок, и те десять месяцев томились в долговой тюрьме Лондона.

Выпустили Эмму и Горацию только после того, как они принесли клятву на Библии, что вернут все долги покойного вице-адмирала.

Едва получив свободу, мать и дочь снова пустились в бега — от кредиторов они скрылись во Франции.

Скитания, тюрьма, постоянная нервотрепка надорвали здоровье Эммы Гамильтон: в январе 1815 года во французском городе Кале 49-летняя женщина заболела амебной дизентерией и вскоре скончалась.

У Горации даже не было денег на похороны матери: если бы не британский консул, согласившийся втайне помочь дочери великого флотоводца, Эмма осталась бы непогребенной.

Сразу после похорон Горация сбежала из Кале. Увы, Эмма Гамильтон, привыкшая к роскошной жизни, успела наделать долгов в этом городе, и теперь бедную Горацию Нельсон преследовали и французские кредиторы.

Горация оказалась на удивление смекалистой девушкой: дочь вице-адмирала умудрилась ускользнуть из Кале, надев мужской костюм.

Дочь Нельсона отправилась в Англию, где вскоре вышла замуж за священника Филиппа Уорда. За двенадцать лет Горация родила супругу десять детей.

В 1822 году английская корона, наконец, вспомнила о подвиге Горацио Нельсона. Дочери великого флотоводца выделили единовременную выплату в 1457 фунтов стерлингов. Кроме того, три дочери Горации получили пенсион от королевы Виктории в размере ста фунтов в год.

Горация Нельсон в дальнейшем жила вполне благополучно, ни в чем не нуждалась. Скончалась женщина 6 марта 1881 года в возрасте 80 лет.

Но как сложилась жизнь у старшей дочери Эммы Гамильтон? Увы, Эмме Кэрью пришлось в жизни тяжко. Девушка работала служанкой, терпела унижения от господ. Замуж Эмма Карью не вышла, детей у нее не было. С матерью и младшей сестрой Горацией никогда не виделась.

Скончалась Эмма Кэрью в 1856 году. Ей было 75 лет.

Оцените статью
«За унижение хорошо платят», — учила мать
65 копеек за жену