Пробная женщина

Он вышел из спальни и громко хлопнул дверью. Опять упреки, снова капризы! Унылая и бледная жена раздражала Генриха. Как она подурнела за последние годы…

— Все в руках Божьих, — поджав губы, сказала королева перед тем, как он вышел прочь.

Но правитель Англии был не согласен с этим постулатом. Он хотел сделать так, чтобы будущее оказалось в его руках. И ему требовалась пробная женщина.

…Перед алтарем стояли дети: семилетний мальчик и девочка почти такого же возраста. 1 августа 1491 года объединялись ребенок-наследник и юная обладательница нескольких поместий. Брак равных и знатных детей. Им предстояло жить среди великолепия и красоты, наслаждаясь своим высоким положением и богатством.

«Возможно, во всей Англии не найти более романтического пейзажа, — позже писал Уильям С. Чайлд-Пембертон, — чем тот, что открывается взору на холмы Кли».

Джон и Кэтрин – так звали новобрачных – быстро подружились. А когда достигли положенного возраста, стали очень нежно относиться друг к другу. Их брак благословили небеса: родились десять детей, до того умных и пригожих, что все диву давались. Особенно хороша была Елизавета, появившаяся на свет в 1498 году.

— Когда ты родилась, на небе зажглась звезда, — задумчиво рассказывала мать своей любимой дочке Бесси (так ее звали дома). – Это означает, что тебя ждет совершенно иной путь, нежели у меня! Ты станешь избранной!

И завороженная этими разговорами девочка кивала в ответ. Она не понимала, в чем именно ее избранность, но ей так хотелось верить, что впереди – самое лучшее! Ведь смогли же обрести счастье ее мама и папа, хотя их поженили ради интересов двух семей…

2 октября 1501 года в Плимуте встречали особую гостью: с испанских берегов прибыла будущая королева! Принцессу Екатерину Арагонскую выехали встречать и супруги Блаунт. Кэтрин так грациозно поклонилась испуганной донельзя принцессе, что Екатерина запомнила ее. И самое главное – Кэтрин Блаунт говорила по-испански!

— Я попрошу, чтобы вас зачислили в мою свиту, — проговорила принцесса.

Это было совсем не трудно – сделать так, чтобы Кэтрин Блаунт и ее муж получили должность при Дворе. Их родня прекрасно проявила себя при восшествии Тюдоров на трон, так что фамилию знали и правящий король Генрих VII и его сын, Артур. Не прошло и месяца после приезда Екатерины Арагонской, как в замок молодой пары пришло приглашение: их звали в Лондон, присоединиться ко Двору будущей королевы!

И Кэтрин не только стала доверенным лицом Екатерины, она же помогла ей справиться с горем – весной 1502 года молодая испанская принцесса овдовела. Это было похоже на гром среди ясного неба: наследник престола! Принц Уэльский! Надев черные одеяния, бедная девушка рыдала днями напролет.

— Вам еще улыбнется судьба, моя леди, — говорила Кэтрин Блаунт.

Она была права. Несколько лет спустя новый молодой английский король, Генрих VIII, взял в жены вдову своего брата. Кэтрин Блаунт присутствовала при коронации испанской принцессы. Как она радовалась за свою госпожу! Неудивительно, что, когда подросла дочь Кэтрин, ее тоже взяли ко Двору.

Из десяти детей Блаунтов Бесси была самой красивой. Ее взяли во фрейлины королевы Екатерины Арагонской без малейших сомнений. Высокая, белокурая, с выразительными голубыми глазами, она составляла разительный контраст со своей госпожой.

Королева Англии в юности была красивой девушкой, но с годами ее внешность поблекла. Множество беременностей, которые закончились ничем, измотали бедную женщину.

— Когда вы дадите мне сына? – кричал Генрих VIII.

Он был в ярости. Королева не только не подарила ему наследника, она еще и постоянно упрекала его. И он, наконец, усомнился. Если у них нет мальчиков, только ли делло в нем?

Ему была нужна пробная женщина. Та, с которой он смог бы осуществить свою затею. И, регулярно посещая жену, он, конечно, заметил Бесси Блаунт.

Эта девушка, столь знатная и прекрасная, могла рассчитывать на великолепную партию при Дворе. Но ею заинтересовался король. Он оказывал ей столь видимые знаки внимания, что устоять было… почти нереально. Бесси влюбилась. Да, она знала, что своим возвышением обязана Екатерине Арагонской, но… сердцу не прикажешь?

Елизавета Блаунт стала не просто фавориткой короля. Ее имя быстро стало известно и простым смертным. Многие шептались, что молодая женщина может понести и тогда король… разведется. Это казалось очень логичным. Да и какая прекрасная кандидатура на роль королевы: молодая, красивая, знатная, местная!

В 1514 году в Гринвиче устраивали королевские празднества.

«Можно представить, что белокурая красота юной Елизаветы Блаунт, идеально оттенённая её бело-голубым костюмом, стала предметом всеобщего восхищения, — писал современник, — тогда ей было не более четырнадцати лет.

Сама королева, возможно, не присутствовала при этой сцене, поскольку совсем недавно она родила «мертворожденного ребёнка мужского пола, к величайшему огорчению всего двора».

Но во многих подобных случаях мы можем быть уверены, что королева, восседающая на троне среди зрителей и окружённая своими дамами, соизволила бы выразить своё одобрение и похвалила бы своего камергера, лорда Маунтджоя , по поводу внешности и манер его юной родственницы».

У законной жены ничего не получалось. А молодая и здоровая пробная женщина 15 июня 1519 года родила королю мальчика. Генрих ликовал. У него появилось подтверждение его мужской силы. Это он может! А королева – нет.

И это стало последним мигом счастья для Бесси. Она выполнила свое предназначение. Король убедился в своей состоятельности. Теперь знатная молодая леди могла отойти на второй план. Даже успехи предков не имели никакого значения. Государь может выбросить любую игрушку, даже очень дорогую…

— Почему он не женится на ней? – вопрошали обыватели.

Действительно, это было бы так просто! Жениться на Бесси, признать законным их общего сына… Но Генрих VIII уже попал под чары другой дамы. Его незаконный сын от леди Блаунт был провозглашен герцогом Ричмондским и Соммерсетским. Воспитание мальчика поручили доверенным людям, не Бесси. Матери рекомендовали держаться подальше от мальчика. Он-то королевский сын, а она — никто…

Она страдала от того, что ее использовали и выбросили. Но в 1522 году Бесси вышла замуж за Гилберта Телбойса, первого, кто посватался к ней. Это был знатный и богатый человек, в семье которого раз в поколение кто-то страдал от безумия. У них родились трое детей, и несчастной Бесси так и не позволили общаться с первенцем, Генри Фицроем. Ее сыном от короля. А 23 июля 1536 года молодой человек умер от чахотки.

Бесси овдовела еще раньше, в 1530-м. Поскольку она была все еще молода и красива, за ней ухаживал барон Клинтон. И за него оставленная фаворитка короля вышла замуж. В этом союзе появились еще трое детей.

Она умерла в 1540 году и осталась в памяти как пробная женщина. Та, с помощью которой английский король опробовал свои силы и убедился: они есть. Но вот на троне Бесси так и не оказалась. Королевой стала Анна Болейн. Та, что мальчика не родила, уступала Бесси в родовитости, но все-таки ненадолго вытянула счастливый билет.

Кто знает, как сложилась бы история Англии, если бы королевой стала Бесси!

Оцените статью