«Хрупкая игрушка в жёстких руках»

Девушка мотала головой и пыталась сказать, что она здорова. Но ее все равно велели тщательно осмотреть. Император Петр I требовал немедленного и подробного отчета: почему красавица княжна не посещает балы? Отчего так равнодушна к светским увеселеньям? Государь не мог взять в толк, что кто-то может добровольно отказаться от его милостей.

…У темноглазой красавицы было редкое имя – Кассандра. В 1699 году эта знатная девушка вышла замуж за молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Впрочем, господарем он был только по названию. На самом деле, правителя сместили на двадцатый день после начала его царствования… Поэтому семья Кантемиров перебралась в город Стамбул. Там и родилась их дочь, Мария. А затем и другие дети.

Кассандра Кантемир очень беспокоилась о воспитании и образовании своих наследников. Всегда напоминала, что они принадлежат к самой высокопоставленной знати.

Дни девочки Марии были расписаны на много месяцев вперед: она учила древнегреческий и латынь, итальянский и математику, астрономию и философию, литературу и историю. Греческий монах Анастасий Кандоиди, ее учитель, особенный упор делал на риторику.

— Важно не только то, о чем вы говорите, — отмечал он, — но и как вы это делаете!

Девочка оказалась очень одаренной. Помимо наук, изучала рисование и училась играть на музыкальных инструментах. Но главное, на что все обращали внимание – Мария выросла в такую же блестящую красавицу, какой была ее мать!

Изгнание Кантемиров закончилось в 1710 году. Тогда Молдавское княжество и Русское государство заключили союз. Господарь со своей семьей смог вернуться в Яссы, где принял очень важного гостя: Петра I с его супругой.

«Государыне Кантемировой в подарок он принес две пары соболей… да крест алмазный – ценой в 400 рублей», — записали современники.

Десятилетней Марии велели поцеловать руку правителя России. Когда она вышла и присела в реверансе перед ним, по залу пробежал восхищенный шепоток: так юна и уже так прекрасна! По всей видимости, эту девочку Петр Первый запомнил навсегда.

Бежали годы, и вот Петр позвал господаря Кантемира в союзники против Турции. Однако лихо начавшаяся кампания оказалась неудачной… А еще серьезно захворала Кассандра: она только что разродилась двойней и сразу же оплакала несчастных детей.

По всей видимости, ослабленный организм не смог долго бороться: Кассандру Кантемир перевезли в Москву, где ей обещали самое лучшее лечение, но 11 мая 1713 года она скончалась на руках у плачущего супруга.

Не было никакого смысла ехать обратно в Яссы. Господарь принял решение остаться в России, где принял княжеский титул. Ему выделили резиденцию в Чёрной Грязи, у него была возможность остановиться в Москве, но новоявленный князь Кантемир решил, что для блага детей будет лучше, если они переберутся в Петербург.

В ту пору это был новый, строящийся город. Повсюду кипела работа, возводились новые здания, пролегали лучи улиц… Петр гордился своим детищем и был рад, что в Петербург съезжается все больше людей. Старая знать, поначалу косо смотревшая на это начинание, вздохнула и начала строить особняки в Петербурге. Приезжали туда купцы и банкиры, ремесленники и портные, каретных дел мастера и ювелиры.

А какие праздники начал устраивать Петр!

При нем пировали по-новому. Это в прежние времена мужчины и женщины расходились каждый на свою половину. У Петра Первого веселиться надо было всем вместе. По-европейски. На одном из таких увеселений князь Дмитрий Кантемир познакомился с юной Настасьей Трубецкой и решил жениться. Так у Марии появилась мачеха.

О том, что дочь Кантемира – прекрасна и умна, говорили многие. Но ее мало кто видел! Мария предпочитала находиться дома, читать и думать о чем-то своем. Чем больше о ней вспоминали, тем ярче разгорался интерес императора Петра. Ведь другие девушки, словно бабочки, сами летели на огонь. Кто отказал бы ему? Кто посмел бы пропустить придворный праздник?

Но княжна Мария Кантемир, дочь господаря, легко отказывалась от такой милости.

И тогда Петр повелел: пусть в дом Кантемиров явится команда лекарей. Пусть тщательно осмотрят девушку и вынесут свой вердикт. Может быть, она нездорова? Ей требуется помощь? Ну а коли нет, у нее не останется поводов пропускать балы.

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост возглавлял эту комиссию и ему разрешили не церемониться. Вместе с ним отправились в княжеский дом царский денщик Татищев и граф Павел Ягужинский.

Девушка была растеряна и очень испуганна. Ей пришлось подвергнуться осмотру, который показал: княжна Мария Дмитриевна Кантемир может считаться совершенно здоровою и должна с той поры появляться при Дворе… Отныне отпираться не получилось бы. Тем более, что на девушку давил сам отец.

— Вы навлечете на нас высочайший гнев! – говорил князь Кантемир. – Всего и требуется, что быть любезной с его императорским величеством!

— Я сделаю, как вы скажете, — поклонилась Мария.

Зимой 1721 года Двор был восхищен новой молодой красавицей. Она была так изящна, так хрупка… Являлась в царский дворец в роскошном платье, поверх которого накидывала соболиную шубу. Фамильные драгоценности, украшавшие ее шею и руки, вскоре сменились другими – подарками императора. О, как горели у него глаза при виде Марии Кантемир!

Вскоре никто уже и не сомневался, что это – новая фаворитка. Перед нею рассыпались милости, перед нею начали заискивать. Придворные легко приняли ее в свой круг: ведь Мария Кантемир — им ровня! Она отличалась от всех прочих своим высоким положением. Ведь кто такая была даже императрица Екатерина Алексеевна? Бывшая прачка, маркитантка!

К Марии сразу посватался князь Иван Григорьевич Долгоруков, но получил отказ. Были и другие предложения… Но княжна Кантемир не соглашалась пойти к алтарю. Никто не догадывался, что на этом настаивал император Петр.

Он был так влюблен, что не собирался ни с кем делить свою пассию. Даже формальный брак не устраивал его! Отправляясь в очередную военную кампанию, он настоял, чтобы его сопровождала не только жена, но и… Мария Кантемир. Формально считалось, что она выехала в сопровождении своего отца.

Иностранные послы, находившиеся в России, с большим любопытством следили за этой ситуацией. У императора Петра были огромные проблемы с престолонаследниками. Старший сын, царевич Алексей, умер в Петропавловской крепости, куда его заточил собственный отец. Любимый сынок Шишечка (царевич Петр Петрович) преставился в апреле 1719 года. Некому было оставлять трон! Вокруг – одни дочки!

«В случае рождения сына у княжны, — писал французский посол Кампредон, — царица опасается развода с нею и брака с Кантемир, по наущению Валахского князя».

Екатерине Алексеевне, действительно, было отчего волноваться. Княжна Кантемир ждала ребенка. Царский кортеж приближался к Астрахани, когда случилась беда:

«Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. – писал Л.Майков. — Есть известие, что это было искусственно ускорено… Несчастная княжна оказалась хрупкою игрушкой в… жёстких руках. Теперь супруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена»

Поскольку Мария была очень плоха, ее сразу увезли в столицу. А потом – в имение Кантемиров, где вскоре скончался ее отец. И началась многолетняя тяжба между детьми князя и их мачехой…

Петр I снова призвал Марию Кантемир в Петербург, когда вскрылось недостойное поведение его жены. За это Виллим Монс даже поплатился своей головой… Поговаривали, что теперь Петр точно разведется с Екатериной Алексеевной, чтобы жениться на своей последней возлюбленной, но очень скоро государь покинул этот мир. Совпадение?

Шептались, что Мария восприняла смерть Петра как тяжелейший удар в своей жизни. Что она заболела и долго не могла поправиться. Но все-таки Мария Кантемир оказалась не такой хрупкой: она пережила и Екатерину I и Петра II. Женила своего брата на княжне Голицыной, а потом стала фрейлиной императрицы Анны Иоанновны. Присутствовала княжна и на коронации еще одной императрицы, Елизаветы Петровны!

К ней сватались еще не раз, но она отказывала. Жила в подмосковной усадьбе, строила церкви и спокойно умерла в 1757 году.

Насчет ее ребенка есть и другая версия – якобы сына Петра и Марии Кантемир, на самом деле, сразу вывезли из России. Именно из опасений за его жизнь! И якобы этот ребенок прекрасно устроился в Австрии. Впрочем, эта история больше похожа на теории заговоров вроде подмены Петра I или Железной маски…

Оцените статью
«Хрупкая игрушка в жёстких руках»
Брак с безродной выскочкой