Со времён выхода на экраны криминального детектива «Убойная сила» прошло 20 лет, а Сергей Анатольевич для многих зрителей так и остался «ментом» из этого сериала – спокойным, интеллигентным и рассудительным опером. Про него говорят: «Погоны намертво приросли к плечам» — после оглушительного успеха майора Веригина актёру постоянно приходится играть стражей порядка в многочисленных кинопроектах, только теперь, из уважения к возрасту Кошонина, чины ему достаются не меньше генеральских.
Родился и вырос будущий актёр в Ленинграде, его детство было не таким, как у большинства сверстников — мама работала сначала в горкоме партии, а потом в обкоме в Смольном. Сергей часто ходил обедать в обкомовскую столовую, там была совсем другая еда, резко отличавшаяся от остальных общепитовских точек – вкусные наваристые борщи, котлеты из мяса, а не из хлеба, душистые кулебяки, всевозможные колбасы и рыба. Летом с другими «партийными» детьми его отправляли в Царское село, ребята жили во дворце Кочубея, спали на царских кроватях, ели из царской посуды.
Сам Сергей в партию так и не вступил, хоть мама настаивала. Она мечтала, что сын поступит в высшую школу КГБ в Минске, где начальствовал её приятель, но он сам отказался уезжать в Белоруссию, хоть военным стать хотел, и даже целенаправленно готовился. Однако экзамены в Ленинградское «гореловское» высшее военно-политическое училище ПВО провалил, и вспомнив свой школьный актёрский опыт, спонтанно решил поступать в ЛГИТМиК.
Он прошёл с первого раза, а получив диплом решил пойти в армию – в те годы как раз начался Афганистан, и Кошонину дико хотелось туда попасть. Но не удалось – полтора года он отслужил в танковом корпусе, а в последние месяцы его вообще перевели в ансамбль песни и пляски. После дембеля Сергея приняли в Молодёжный театр на Фонтанке где он отслужил 20 лет, потом перешёл в Молодой театр.
В кино Кошонин попал случайно ещё в 10 классе – он прогуливал уроки и попался на глаза ассистенту режиссёра, которая пригласила парня пройти пробы на роль Игоря Кольцова в социальном фильме «Дневник директора школы».
«Тогда я себе жутко не нравился. Меня там озвучивали, потому что я всего три буквы выговаривал и вообще не мог попасть в текст» — с улыбкой вспоминал актёр.
Но именно эта работа подтолкнула его к поступлению в театральный ВУЗ и получению актёрской профессии. Изначально Сергею не повезло – он мечтал построить карьеру, а кинематограф в 80-х, как собственно и вся страна, уже начал потихоньку разваливаться, фильмов снимали всё меньше, бюджеты урезали, и к началу 90-х работы не стало совсем. В театре тоже ролей стало меньше, платили сущие копейки, и Кошонин понял, что скоро его семье нечего будет есть – тогда он был уже женат и растил маленького сына.
С театральным декоратором-бутафором Лолитой актёр познакомился ещё перед армией – она оформляла сцену для спектакля «Личное свидание», где он играл небольшую роль. Тогда между ними возникла симпатия, но уходя служить он даже не предполагал, что девушка его дождётся. Они поженились и в 1982 году стали родителями, прожили вместе всю жизнь, хоть конечно, бывало всякое, и даже до развода несколько раз чуть не дошли.
Лолита ушла с работы и занималась малышом, а Сергей пытался обеспечивать семью, но на заре перестройки понял, что надо искать какую-то работу на стороне – на театральную зарплату не проживёшь, а в кино почти не приглашали, последняя роль таксиста в «Интердевочке» досталась ему в 1988 году и больше предложений не было.
До 1998 года, пока не получил роль криминального авторитета в сериале «Улицы разбитых фонарей», Кошонин подрабатывал как мог – курьером, грузчиком, рабочим на телевидении, а потом взялся продюсировать цыганскую группу «Кабриолет». В конце 90-х Сергей создал творческое объединение «Арт-Питер» и стал работать в антрепризе.
Его сын Иван в 90-е годы занимался озвучкой и дубляжом иностранных мультфильмов, и зарабатывал больше отца. Но связывать жизнь с актёрством не захотел – после школы поступил в тот же ВУЗ, где учился отец, получил диплом кинооператора и работает по специальности.
А карьера Сергея Анатольевича в новом веке уверенно пошла в гору – уже в 2001 году он был утверждён на главную роль Максима Веригина в «Убойной силе», быстро стал знаменитым и любимым зрителями. Без работы он больше не сидел, режиссёры наперебой приглашали его в свои проекты, зачастую на роли сотрудников правоохранительных органов. Но было и много других замечательных ролей, Кошонин одинаково талантливо создавал образы врачей, чиновников, разведчиков, писателей, бандитов, директоров, банкиров и бизнесменов.
Несмотря на такое разнообразие, для многих телезрителей Сергей так и остался ментом из «Убойной силы» — он прекрасно это знает и не обижается, признавая, что возможно роль Веригина одна из самых ярких в его фильмографии, которая уже перевалила за 120 фильмов и сериалов.
«Мне очень нравится, нет проблем с гаишниками, они даже честь отдают. Можно сыграть сто ролей, в хороших фильмах, у именитых режиссёров, но народ любит за что-то определённое, как ни крути», — рассуждал актёр в беседе с корреспондентом украинского портала «Факты».
Сейчас актёр продолжает оставаться очень успешным и востребованным, в настоящее время он работает над главными ролями в сериалах «Условный мент-3» и «Невский. Охота на Архитектора».
Он по-прежнему счастлив в браке с единственной любимой женой, а на вопросы журналистов – почему она нигде не появляется вместе с ним, отвечает: Лолита не публичный и очень домашний человек, ей не интересны тусовки, а важны другие приоритеты в жизни. И он ей за это благодарен – наверное чувствовал бы себя неловко, если бы она повсюду ходила за ним хвостиком, как Татьяна Бронзова за Борисом Щербаковым. Кошонину искренне жаль друга Борю.
У семьи есть дом в Финляндии, неподалёку от жилищ Елены Кондулайнен и Андрея Федорцова, и рядом с лесом где полно лисичек и белых грибов, которые супруги обожают.
Несколько лет назад актёр жаловался, что дача может уйти за долги – очень подорожала коммуналка и теперь только за зиму надо платить по 500 евро. Но, судя по тому, что он и в этом году хвастался грибным «уловом», ситуация разрулилась и домик остался при хозяевах.