Девочке было двенадцать лет, когда он впервые увидел ее. Махараджа остановился в доме Деви и сразу обратил внимание на Гаятри. Какие глаза! В них можно было утонуть. Но больше всего он удивился ее смелости: она не опускала взора и не прятала лицо. Таких смелых девушек махараджа еще не видел.
…От красоты Индиры он потерял голову.
— Ее выдают за другого, — объяснили младшему сыну махараджи.
Но Джитендра ни о чем не желал слышать. Перед глазами стоял только образ Индиры, в которую он влюбился в первый же миг. Записка, переданная с помощью прислуги, позволила ему выяснить: и она отвечает ему взаимностью! Тогда влюбленные решили сбежать. А там, будь, что будет…
Этот побег вызвал немало шума. Индира была принцессой, но и похититель – королевской крови! В конце концов, родители решили, что надо оставить все, как есть. Раз любят друг друга, то пусть живут счастливо. Это был, на самом деле, очень счастливый брак.
Джитендра не должен был взойти на трон, но умер его старший бездетный брат и вся его жизнь в миг переменилась. Когда в 1919 году на свет появилась Гаятри, он уже шесть лет был махараджей Куч-Бихара.
Впрочем, девочка не запомнила отца: он скончался, когда ей исполнилось три. Лицо матери словно почернело от горя, и ей стоило большого труда, чтобы взять себя в руки. На ее плечи легло сразу столько забот – о княжестве, об огромном дворце, о детях.
Ведь Гаятри была четвертым ребенком из пяти. Поскольку Джитендра всегда настаивал, чтобы его сыновья и дочери получили хорошее образование, вдова решила отправить их за границу.
С той поры жизнь Гаятри протекала в двух реальностях: сначала учебный год в школе Глендауэр, где царили весьма строгие порядки. Потом каникулы в королевском дворце родителей, где к ее услугам всегда были четыреста слуг. После английской школы Гаятри некоторое время жила и училась в Лозанне, а уже потом в индийском университете.
Как раз на каникулах, в Калькутте, когда ей было двенадцать лет, Гаятри впервые повстречала махараджу Савая Ман Сингха II. То был дружеский визит, который ни к чему не обязывал. Ман Сингх играл в поло с одним из братьев Гаятри, но не сводил взгляда с юной красавицы.
— Она похожа на меня, — задумчиво говорила Индира, — если будет угодно богам, то станет такой же счастливой. Но я надеюсь, что это счастье продлится дольше!
Впрочем, о своей красоте Гаятри особенно не задумывалась. Она росла сорванцом – умела прекрасно лазать по деревьям, превосходно держалась в седле, умела стрелять и быстро освоила автомобиль. В то время, как ее соотечественницы кутались в длинные платки и носили сари, Гаятри предпочитала брюки и европейские костюмы:
«Я никогда не чувствовала себя красивой… Я помню, как в юности моей матери приходилось буквально заставлять меня наносить помаду, внешность меня не беспокоит, никогда не беспокоила и никогда не будет беспокоить».
В семнадцать лет она снова повстречала Ман Сингха. И, хотя Индира ясно дала понять – лучше забыть о ее дочери – он ухаживал за принцессой Гаятри. Категорическое неприятие махараджи было связано с тем, что у него уже имелись две жены. Да, закон позволял приводить в дом и третью… Но ни одна знатная индианка не хотела бы оказаться номером 2 или 3. Только первая и главная!
— Ты будешь только третьей, — говорила мать своей дочери. – Это не положение дочери махараджи! На такое соглашаются лишь служанки!
Разница в статусе значила много. Но самое главное, на что напирала Индира – дети. Отпрыски от третьей жены никогда не займут трона. Им все время придется довольствоваться лишь тем, что им выделит родня.
— Полюбуйся на этот дворец, — продолжала Индира. – У тебя может быть не хуже!
Но Гаятри влюбилась. Когда в 1939 году Ман Сингх сделал ей предложение, она ответила согласием. С тяжелым сердцем семье пришлось отпустить девушку, и она уехала в княжество Джайпур, чтобы занять там свое место.
Две старшие жены приняли ее в штыки. И не только потому, что боялись конкуренции. Гаятри была слишком красива и слишком свободолюбива. Она сразу объявила мужу, что не станет прятаться в задних комнатах и скрывать лицо. Большую часть жизни она прожила в Европе и ей по душе другие порядки. И махараджа не стал возражать.
Жизнь индийской женщины обычно протекала в тени мужа, но Гаятри была другой. Она ездила вместе с мужем по княжеству, встречала гостей, присутствовала на собрании советников махараджи. И при этом каждый отмечал, как же она красива! Слухи о великолепной махарани – таков был ее титул – дошел и до модных журналов. Лицо Гаятри попало на обложку «Вог».
Родив единственного ребенка, сына, Гаятри нашла свое место и в общественной жизни. Она открывала школы и больницы, интересовалась политикой. Но в 1947 году Индия стала независимой. Правление махараджей сошло на нет. Они могли по-прежнему пользоваться своими титулами, но потеряли заметную часть своего имущества.
Ман Сингх оказался предприимчивым человеком. А поскольку он лучше всех знал нужды родного Джайпура, то именно там его назначили губернатором. Как раз в этом статусе – губернатора провинции – он и предстал перед королевой Елизаветой II во время своего визита в Англию. Придворные дамы были очарованы его женой, а драгоценностям, которые сияли на Гаятри, они могли только позавидовать…
Говорили, что именно Гаятри подсказала мужу интересный ход: превратить свои дворцы в роскошные отели. Туризм в Индии набирал обороты, а содержать огромные дома было уже тяжеловато. Ман Сингх с радостью согласился, и не прогадал.
А после махараджа поддержал свою жену, когда она решила строить политическую карьеру. В 1962 году махарани Гаятри вошла в парламент Индии и дюжину лет оставалась в нем.
Никто не думал, что травма во время игры в поло может стать роковой. В 1970-м году махараджа участвовал в соревнованиях в Англии, и ситуация развивалась по самому худшему сценарию.
Гаятри овдовела, и после этого ей пришлось вспомнить о словах матери: старший сын Ман Сингха не желал отдавать ей часть наследства. Он согласился, что у Гаятри останется поместье, в котором махарани жила с мужем, но дорогие отели – нет. Начался некрасивый судебный процесс.
Подоспели и другие проблемы: власти обвинили Гаятри в нарушении налогового законодательства, забрали ее драгоценности и отправили в тюрьму на 5 месяцев. К слову, когда впоследствии наследники пытались оспорить это решение, у них ничего не получилось. У Гаятри было изъято 800 килограммов драгоценных металлов…
После этого она оставила все общественные дела, хотя политические союзники звали ее не раз присоединиться к ним. Написала книгу «Принцесса вспоминает», а в 1978 году присутствовала на свадьбе сына.
29 июля 2009 года Гаятри скончалась.
«Моя жизнь была похожа на сладкий сон, — писала она в своих воспоминаниях, — но однажды мне пришлось проснуться».