«Она уже женщина»

15 летняя невеста, скромно опустив глазки, шла к алтарю. Сейчас, сейчас Маргарита увидит красавца-короля, о котором ей так много рассказывали! Но бедняжку ждал ужасный сюрприз. Перед алтарем, пуская слюни и глупо улыбаясь, стоял великовозрастный ребенок.

«Неужели мне придется пойти с ним в опочивальню?», — мелькнула в голове Маргариты тревожная мысль.

23 марта 1430 года в семье герцога Лотарингии Рене I Анжуйского случилось прибавление: дорогая супруга, герцогиня Изабелла Лотарингская, произвела на свет премилую девочку. Малышке дали весьма распространенное в те годы в Европе имя Маргарита.

Отца девочки в народе уважительно называли «добрый король Рене». Король — потому, что Рене являлся титулярным монархом Сицилии, Неаполя и Иерусалима, но, правда, в этих землях он не обладал ни крупицей реальной власти: как сказано в хронике — «имел много корон, но не королевств».

Кроме Маргариты, герцог и герцогиня растили двенадцать детей: девять — общих, а также трех бастардов Рене от фавориток. Изабелла, женщина добрая и милосердная, приняла незаконнорожденных детей мужа в семью.

В 1434 году отец Маргариты заполучил громкий и широко известный в Европе титул герцога Анжуйского: это произошло после смерти Людовика III Анжуйского — старшего брата Рене. После этого привлекательность дочерей герцога как потенциальных невест значительно возросла.

Воспитанием Маргариты Анжуйской занималась пожилая женщина Теофания ла Маджине, которая когда-то была кормилицей герцога Рене.

Когда девочка подросла, ей наняли лучших учителей, в том числе, известного писателя Антуана де Ла Саля. Маргарита изучала литературу, историю, иностранные языки, училась петь и танцевать.

В 1445 году Маргарите исполнилось пятнадцать лет, и слава о ее красоте и добродетельности начала распространяться по Европе.

Вскоре отец сообщил Маргарите, что сам король Англии оказал ей «высочайшую милость», прислав с Туманного Альбиона сватов. Генриха английские посланники описали принцессе как 23-летнего обходительного красавца, стыдливо умолчав, что Его Величество подвержен лунатизму, страдает приступами черной меланхолии и, в целом, является сущим ребенком.

Маргарита Анжуйская, напротив, отличалась не по возрасту пытливым умом, смелостью и решительностью. Хроникер писал, что принцесса «уже женщина, и страстная, и гордая, и волевая».

Весной 1445 года Маргарита отправилась в Англию.

23 апреля в Тичфилде в графстве Хэмпшир Маргарита и Генрих вступили в законный брак. Невеста впервые увидела жениха у алтаря. Маргарита была потрясена, узрев перед собой большое дитя. Принцессе сразу стало понятно, что от жениха и будущего мужа она не может ждать поддержки в чужой стране, во всем ей придется полагаться на себя.

Король же, по свидетельству очевидцев, не мог оторвать от невесты восторженного взгляда. В позднейших хрониках о свадьбе Маргариты Анжуйской и Генриха VI Ланкастера писали, что по подбородку слабоумного монарха даже текла слюна.

Как бы то ни было, но дочь герцога Лотарингского, «короля без королевств», стала настоящей королевой Англии.

Консумацию брака откладывать не стали. Сразу после объявления Генриха и Маргариты мужем и женой, король повез супругу в свой замок.

Однако из-за слабого здоровья Генриха и его «мальчишества», Маргарита несколько лет не могла понести.

Лишь в 1453 году, через восемь лет после свадьбы, по городам и весям Англии глашатаи разнесли радостную весть — королева Маргарита родила сына Эдуарда, наследника трона!

Для Генриха роды жены стали тяжким испытанием. Слабая психика короля не выдержала, и около недели государь в одной сорочке бродил по замку подобно призраку.

Враги Ланкастеров тут же распустили слух, что новорожденный Эдуард не может быть сыном Его Величества: разве способен настолько хворый человек, дитя на троне, зачать ребенка? Тут же были найдены и претенденты на адюльтер с Ее Величеством — граф Джеймс Батлер и герцог Сомерсет, верные друзья Маргариты Анжуйской.

Подозрения в адрес Маргариты были отнюдь небеспочвенны. Муж-дитя не приносил счастья молодой королеве, и она искала утешения на стороне.

На протяжении длительного времени фаворитом Ее Величества являлся лорд Саффолк, который, согласно хроникам, заходил в опочивальню королевы, как в свою. Король в ту пору был совершенно безумен и ни на что не обращал внимания. Однако когда у Генриха случился период просветления, государь не пощадил Саффолка: аристократ был отправлен в ссылку, и по пути в изгнание загадочным образом скончался.

Но моменты просветления были недолгими. Вскоре король снова окунулся в пучину безумия, что привело к народным бунтам, грозившим короне.

Маргарита Анжуйская в этот тяжелый момент проявила себя как волевая и решительная королева. Ее Величество жестоко подавила восстания, в том числе, печально известный бунт Джека Кэда, в ходе которого королевской семье даже пришлось спешно бежать из Лондона.

Однако страшнее бунтов для Маргариты был совет английских баронов, ключевую роль в котором с 1454 года играл лорд Ричард Плантагенет, III-й герцог Йоркский.

Бароны приняли решение, что при безумном Генрихе обязательно должен быть регент, однако, назначили им не законную супругу Маргариту, а герцога Йоркского. Королева была в абсолютном шоке: было ясно, что власть уходила из ее рук, и, как следствие, жизни членов ее семьи оказывались под угрозой.

Ричард Плантагенет вполне мог претендовать на английский трон, ведь в его жилах текла кровь королей Англии, он обладал могучей военной силой, его поддерживала английская знать. Кроме того, герцог был одним из богатейших землевладельцев страны.

С каждым месяцем положение королевского семейства становилось все опаснее. Больной Генрих, отчаянно любивший жену и сына, был не в состоянии помочь своей семье.

Маргарита оказалась одна против могущественного и жестокого врага — Ричарда Плантагенета.

Увы, козырей на руках у Маргариты практически не было. Народ не поддерживал «французскую выскочку»; ее сына считали незаконнорожденным и потешались над ним.

Единственное, что было у королевы — ее сумасшедший муж-король, который слушался Маргариту беспрекословно. И этого женщине оказалось достаточно.

Королева с легкостью убедила супруга снять Ричарда Плантагенета с должности губернатора французских владений Англии и выслать его в Ирландию. По дороге на зеленый остров на Плантагенета было совершено два покушения, организованных Маргаритой. К огорчению королевы, убийцы промахнулись.

Йорк был взбешен и объявил сбор всех верных ему сил. В Англии назревала война между домом Ланкастеров, главой которого, по сути дела, стала Маргарита Анжуйская, и домом Йорков, во главе с Ричардом Плантагенетом.

В мае 1455 года Генриху внезапно полегчало. Король немедленно объявил, что регентство Ричарда Йорка было преступным. Был собран большой совет баронов, на котором Генрих и Маргарита убедили аристократию, что лорд Плантагенет злоупотребил своим положением.

Йорк был исключен из совета, после чего Ричард сбежал из Ирландии на юг, где формировалась его армия.

Ланкастеры объявили, что Йорки задумали убийство короля и смену династии и объявили сбор своих сторонников в Лестере.

Так началась война Алой и Белой Розы.

Начало войны оказалось неудачным для Маргариты. 22 мая 1455 года Йорки нанесли Ланкастерам поражение в битве при Сент-Олбансе.

После этой победы герцог Йоркский заявил о своих претензиях на трон. Ричард напомнил, что по линии матери он является потомком герцога Кларенса, третьего сына короля Эдуарда III. При этом, Генрих VI происходил из рода, ведущего отсчет от Джона Гонта, четвертого по счету сына короля Эдуарда.

Правомерность претензий Плантагенета на престол было трудно оспаривать, но Ричард недооценил решимость «французской выскочки» Маргариты сражаться за трон своего малолетнего сына.

Потерпев несколько тяжелых поражений, королева в 1460 году смогла собрать мощную армию и разгромила Йорков в битве при Уэйкфилде.

Ричард Плантагенет пал на поле брани. Маргарита приказала отрубить мертвому барону голову и, надев на нее потешную корону из бумаги, водрузить на пику на одной из площадей Лондона.

Король Генрих и его жена вернули всю полноту власти. Однако Маргарита на этом не остановилась и организовала жестокий террор против всех сторонников Белой розы.

Но Маргарита рано посчитала себя победительницей.

Главой дома Йорков после гибели Ричарда стал его сын, герцог Эдуард. В 1461 году герцогу удалось нанести Ланкастерам жестокое поражение, заставившее Маргариту забрать сына и спешно бежать.

Сначала королева скрывалась в Уэльсе, затем — в Шотландии. Когда обстановка накалилась до предела, Маргарите пришлось покинуть Туманный Альбион — забрав принца Эдуарда, она отплыла во Францию.

После бегства королевы Эдуард Плантагенет короновался под тронным именем Эдуарда IV.

Спасая сына, Маргарита совсем забыла о своем несчастном муже. Сумасшедший Генрих оказался брошен на произвол судьбы. Низложенного короля приютили ланкаширские монахи.

В июле 1465 года ближайший сподручный Генриха предал его. Короля-безумца схватили, на повозке привезли в Лондон и заточили в Тауэре.

Все надежды Генриха на свободу отныне были связаны с его женой.

И Маргарита не теряла времени даром. Королеве удалось добиться во Франции расположения своего родственника, короля Людовика XI. Людовик предоставил женщине армию, с которой Маргарита отправилась в Англию. Там ее уже ждал перешедший на сторону Ланкастеров граф Уорик, широко известный под прозвищем «делатель королей».

В союзе с Уориком Маргарита разбила Йорков и восстановила Генриха на престоле.

Но война Алой и Белой розы этим не закончилась. В апреле 1471 года Йорки взяли реванш: герцог Эдуард разгромил армию Уорика, «делатель королей» пал в этой битве.

Маргарита с 18-летним принцем Эдуардом повели огромную армию к Тьюксбери, где встали лагерем Йорки.

Битва при Тьюксбери стала для Ланкастеров сущим крахом: войско было разбито чуть ли не наголову.

Был убит и принц Эдуард, после чего все надежды Маргариты на английский трон рухнули.

Маргарита и Генрих пытались сбежать, но были схвачены. Эдуард III велел бросить супружескую чету в сырые казематы и кормить их отбросами.

Вскоре Генрих тяжело захворал и скончался на руках у Маргариты, которая вдруг поняла, что всей душой любила мужа.

Разгром Ланкастеров, смерть юного сына, смерть любимого мужа — эти беды подкосили Маргариту. Королева была сломлена и умоляла Йорков об одном — отпустить ее с опротивевшей Англии во Францию.

Эдуард был не против отпустить Маргариту, но желал получить огромный выкуп. После долгого торга Людовик XI все же согласился выплатить выкуп, и в 1475 году Маргарита Анжуйская навсегда покинула страну, что сначала дала ей все, а затем все отняла.

Война Роз, начало которой положила Маргарита, завершилась лишь через десять лет, в 1485 году. Йорки-Плантагенеты, казавшиеся несомненными победителями, в итоге проиграли по всем статьям ранее находившемуся «над схваткой» дому Тюдоров. К Тюдорам примкнули остатки дома Ланкастеров, так что месть Алой Розы в каком-то смысле, случилась.

Маргарита Анжуйская, впрочем, обо всем этом не узнала: она скончалась в 1482 году в возрасте 52 лет. Последние годы своей жизни бывшая королева Англии провела при дворе Людовика XI на правах бедной родственницы.

Так сложилась судьба женщины, которая в борьбе за корону для своего сына, пожертвовала всем … даже жизнью своего сына.

Оцените статью