Мать и дитя нужно было разделить, перед тем как обоих тащить в газовые камеры… Но мать вцеплялась в ребенка намертво — не оторвать. И в этих случаях звали «Кобылу из Майданека»…
16 июля 1919 года в Вене прачка Мария Браунштайнер родила своему супругу, водителю пивоваренного завода Фридриху Браунштайнеру, очередного ребенка, оказавшегося здоровой и крепкой девочкой. Новорожденной дали имя Гермина.
После окончания школы Гермина, превратившаяся в высокую голубоглазую девушку, сообщила родителям, что она хочет стать медсестрой. Однако у Браунштайнеров не было денег на учебу дочери, поэтому Гермине пришлось пойти в домработницы.
В 1937 году в возрасте 18 лет девушка отправилась на заработки в Великобританию, где около года трудилась горничной в доме богатого инженера из США.
12 марта 1938 года случился так называемый «Аншлюс»: Третий Рейх аннексировал Австрию. Таким образом, Гермина Браунштайнер в одночасье стала гражданкой Германии. Вернувшись ненадолго в Вену, девушка перебралась в Берлин, где устроилась на авиационный завод «Хенкель».
Проработав на заводе несколько месяцев, Гермина узнала о вакансии тюремной надзирательницы в Равенсбрюке — зарплату в этом женском концлагере предлагали в четыре раза большую, чем зарабатывала Браунштайнер.
Новые работницы концлагерю потребовались в связи с депортацией сюда цыганок с детьми, полек и евреек: до июня 1939 года в Равенсбрюке содержали в основном немок, «опозоривших нацию»: преступниц, сумасшедших, ведущих асоциальный образ жизни и т.д.
15 августа 1939 года Гермина прибыла в Равенсбрюк и приступила к обучению на должность женского надзирателя под руководством опытной наставницы Марии Мандель.
Гермина успешно прошла обучение, однако, ее отношения с Мандель не сложились, между женщинами постоянно вспыхивали конфликты.
В октябре 1942 года Браунштайнер подала прошение о переводе, и перешла на работу в лагерь смерти Майданек, расположенный на окраине польского города Люблина.
Именно в Майданеке присущий Гермине садиьзм раскрылся в полной мере, приняв самые чудовищные формы.
Браунштайнер принимала участие в разделении матерей и детей перед тем, как узников отправляли в газовые камеры. Матери вцеплялись в своих чад железной хваткой, и, чтобы оттащить женщин, Гермина использовала ремень с металлической пряжкой, а также окованные сталью сапоги.
За манеру затаптывать узниц Гермина Браунштайнер получила прозвище «Кобыла из Майданека» или «Топчущая кобыла». Эта женщина была настолько жестока, что ее боялись даже другие надзирательницы. Узниц — еврейских, польских, цыганских, советских женщин и детей — Браунштайнер не считала относящимися к людскому роду.
В 1943 году руководство удостоило «Кобылу из Майданека» высокой награды — креста «За военные заслуги». В сопроводительной документации было отмечено особое усердие Браунштайнер.
Между тем, советские войска выдавливали гитлеровцев со своей территории. В январе 1944 года нацисты начали эвакуацию лагеря Майданек. Гермина вместе с другими надзирательницами была перемещена на запад.
На протяжении года Браунштайнер находилась в городе Гентин (там располагалось подразделение концлагеря Равенсбрюк).
7 мая 1945 года советские войска взяли Гентин и Цербст. «Топчущей кобыле» удалось сбежать из лагеря. Надзирательница добралась до родной Вены и скрывалась у родителей.
Вскоре женщина была арестована австрийской полицией и передана британцам.
С июня 1946-го по апрель 1947-го Браунштайнер находилась в английском лагере для пленных.
В апреле 1947 года в Граце, входившем в британскую оккупационную зону, прошел суд, состоявший исключительно из австрийцев. Судья приговорил Гермину к трем годам тюрьмы за преступления в Равенсбрюке (преступления в Майданеке не рассматривались).
В начале апреля 1950 года Браунштайнер вышла из тюрьмы и устроилась в одну из венских гостиниц уборщицей.
Гермина жила тихо, незаметно и о ней как будто забыли. В 1952 году Браунштайнер познакомилась с американцем Расселом Райном, приехавшим в Австрию в отпуск.
Рассел влюбился в Гермину и увез ее в Северную Америку. Поначалу жили в Канаде, где в октябре 1958 года состоялась свадьба. У супругов родилась дочь.
В апреле 1959-го мистер и миссис Райан отправились в США, а в 1963 году Гермина получила американское гражданство.
Райаны проживали в Нью-Йорке, в районе Маспет. Соседи считали Гермину образцовой домохозяйкой и невероятно приветливой женщиной.
Вполне возможно, Гермина Браунштайнер, столь ловко скрывшаяся за фамилией Райан, прожила бы в США счастливую и богатую жизнь, однако «Кобылой из Майданека» заинтересовался австриец Симон Визенталь — знаменитый охотник за нацистскими преступниками.
Узнав от выживших узников о надзирательнице-убийце, Симон проследил путь женщины из Вены — в Канаду, затем — в Соединенные Штаты.
Изучив архивы, Визенталь пришел к выводу, что Браунштайнер могла выйти замуж за американского постояльца венской гостиницы, где она работала. Американца звали Рассел Райан.
О своем открытии Симон рассказал редакции газеты «Нью-Йор Таймс». Газета отправила на поиски «миссис Райан» молодого репортера Джозефа Лэливелда.
В 1964 году Лэливелд нашел Гермину. Браунштайнер открыла после второго звонка, и, согласно воспоминаниям Джозефа, произнесла:
«Боже мой, я знала, что это случится. Вы пришли».
Оправившись от шока, Гермина заявила журналистам, что она проработала в Майданеке меньше года, из которых восемь месяцев провела на больничном. Браунштайнер всецело поддержал муж, заявивший следующее:
«Моя жена, сэр, мухи не обидит. На этой земле нет более приличного человека. Она сказала мне, что это был её долг, который она должна была выполнить. Это была „conscriptive service“ (обязательная служба, аналогичная службе по призыву)».
Мистер Райан не стал уточнять, что далеко не все надзирательницы гитлеровских лагерей проявляли такое рвение, как его жена.
22 августа 1968 года в США был инициирован процесс по отмену гражданства Браунштайнер: при получении паспорта она умолчала о судимости за военные преступления.
Мистер Райан нанял опытного адвоката, который сумел затянуть дело. Лишь в 1971 году Браунштайнер была лишена гражданства, но, при этом, она избежала депортации из США.
Американскому правосудию преступления «Топчущей кобылы» были не интересны, но в то же самое время в Дюссельдорфе было начато расследование деяний Браунштайнер, открывшее настоящий портал в ад: надзирательница собственноручно убила десятки людей.
При этом, американский суд долгое время отклонял запросы из ФРГ на экстрадицию! Американцы утверждали, что процесс носит «политический характер», исходит от неких «внешних сил».
Гермина с супругом обивали пороги Окружного суда Квинса, давали интервью американской прессе, всячески стараясь укрепить образ «прекрасной домохозяйки» и «настоящей американки».
Понимая, что злодейка может остаться безнаказанной, американский прокурор вызвал в суд оставшихся в живых узников концлагерей. То, что рассказали эти люди, потрясло участников заседания — от рассказов кровь стыла в жилах.
7 августа 1973 года Гермина Браунштайнер первой из всех нацистских преступников, нашедших убежище на американской земле, была экстрадирована в ФРГ.
В Дюссельдорфе Браунштайнер сразу же была помещена в тюрьму. Она находилась в камере до тех пор, пока прибывший в Германию Рассел Райан не внес огромный залог: женщину отправили под домашний арест.
26 ноября 1975 года начался суд над Браунштайнер и еще пятнадцатью охранниками Майданека. Процесс затянулся на несколько лет, за которые были изучены тысячи документов, продемонстрированы тысячи фотографий, выслушаны сотни свидетелей.
Один из свидетелей заявил, что Гермина «хватала детей за волосы и бросала их в газовые камеры». Другой свидетель рассказал, что Браунштайнер носила сапоги со специальными стальными подковами, и постоянно пускала их в ход.
30 июня 1981 года, после 474 заседаний, Гермина Браунштайнер-Райн была признана виновной в убийстве 80 человек, активном соучастии и содействии в гибели 1102 человек, из которых 102 были детьми.
«Кобыла из Майданека» была приговорена к пожизненному заключению.
В тюрьме Браунштайнер провела 15 лет. В 1996 году у 76-летней заключенной на фоне осложнений диабета была ампутирована нога, после чего правительство ФРГ приняло решение об освобождении.
Браунштайнер поселилась в Бохуме, где и умерла в 1999 году в возрасте 79 лет.
«Прецедент Браунштайнер» привел к тому, что в США было создано специальное бюро по предотвращению получения гражданства гитлеровскими преступниками.