В историю датская принцесса Дагмара вошла как русская императрица Мария Федоровна. В кругу семьи всю жизнь ее ласково называли Минни. Казалось, что она может найти общий язык с кем угодно. Любознательная, общительная, с приветливым и добрым нравом – она мгновенно вызывала симпатию у окружающих.
Но вот со своей невесткой Александрой, женой Николая II, отношения у нее были крайне натянутые, почти враждебные. За что все так любили мать последнего русского императора, но ненавидели его жену? Сумела ли Мария Федоровна спастись от большевиков? И куда пропала ее знаменитая шкатулка с драгоценностями?
Родом из Дании
Мария Дагмара родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене. Ее отцом был датский принц. Впоследствии он стал королем и правил под именем Кристиан IX. Несмотря на столь высокое происхождение, ее семья жила очень скромно.
У Дагмары было 2 сестры и 3 брата. Особенно дружна она всю жизнь была со старшей сестрой Александрой, которая вышла замуж за принца Эдуарда, будущего короля Великобритании. Сестры и внешне были похожи, и чувствовали духовное родство. После того, как судьба развела их в разные страны, они постоянно поддерживали связь друг с другом.
Мать Дагмары, принцесса Луиза Гессен-Кассельская, главным делом своей жизни считала организацию удачных браков для своих детей. И это у нее получилось – через многочисленное потомство их семья породнилась с лучшими королевскими домами того времени.
Два жениха и одна невеста
Вначале Дагмара была невестой русского цесаревича Николая. Молодые люди сразу же понравились друг другу. Сохранилась прекрасная фотография 1864 года, где Дагмара и Николай вместе. Она приобнимает его гораздо нежнее, чем это позволял дворцовый этикет.
Николай был старшим сыном царя Александра II и именно он должен был унаследовать трон. Но случилось несчастье – во время поездки по Италии цесаревич почувствовал сильные боли в спине. Ему никак не могли поставить верный диагноз, а тем временем его самочувствие стремительно ухудшалось.
Оказалось, что он заразился неизлечимой в то время болезнью – туберкулезным менингитом. 24 апреля 1865 г. он скоропостижно скончался на 22-м году жизни.
И цесаревич Александр вместе с титулом наследника получил в «приданое» и невесту старшего брата. Сохранилось письмо, в котором Александр пишет отцу:
«Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни… Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе.»
Действительно, Минни и Саша (как их называли родные) очень сблизились во время болезни Николая. В июне 1866 г. состоялась их помолвка, а 9 ноября того же года они сочетались законным браком.
Датская роза в снежной России
Дагмара приняла православие и обрела новое имя – Мария Федоровна. Она удивительно быстро выучила русский язык и говорила на нем с едва уловимым акцентом.
Часто при русском дворе не любили заморских принцесс, но Дагмара умела вызывать к себе симпатию окружающих. Все сходились на том, что у нее безупречные манеры. Природное обаяние органично сочеталось в ней с тонким аристократизмом и врожденным чувством такта.
Видный государственный деятель того времени Сергей Юльевич Витте отмечал, что главные качества императрицы Марии Федоровны – это «ум и дипломатические способности».
Князь Феликс Юсупов (тот самый, участвовавший в убийстве Распутина) вспоминал, что куда бы ни входила Мария Федоровна, «не было видно никого кроме нее». Она словно заполняла собой всё пространство, несмотря на свой невысокий рост.
Величественная и статная, с правильными чертами лица, Мария Федоровна и в старости сохранила печать красоты и аристократизма в своем облике. Ей восхищались многие выдающиеся деятели того времени. Известные поэты Федор Тютчев и Аполлон Майков посвящали ей стихи.
Лучшие художники считали честью изображать ее на своих полотнах. Один из наиболее удачных портретов Марии Федоровны принадлежит кисти великого живописца Ивана Крамского. Он сумел передать в этом портрете ее ясный и прямой характер, в котором необыкновенная сила духа и стойкость были соединены с удивительной добротой и терпимостью.
Императрица-мать
Датская принцесса смогла стать для русского царя идеальной женой. Она смягчала нрав Александра III и благотворно воздействовала на него. Не вмешиваясь напрямую в политику, она могла при случае дать дельный совет.
У царской четы родилось 6 детей – 2 дочери и 4 сына. Мария Федоровна искренне и нежно любила всех своих детей, но особую сердечную привязанность испытывала к 3-му сыну Георгию. Он подавал большие надежды и мечтал посвятить свою жизнь флоту.
Увы, еще в ранней юности Георгий заболел туберкулезом и мать постоянно испытывала страх за его жизнь. Врачи запретили ему из-за климата жить в Петербурге, поэтому последние годы он провел на Кавказе. Единственной отрадой для него были редкие встречи с матерью. В 28 лет его не стало.
Кончину любимого «Жоржи» Мария Федоровна переживала очень тяжело. Это был 2-й сын, которого она потеряла. Задолго до этого, в апреле 1870 г., умер ее сын Александр – он прожил чуть менее года. Если бы императрица знала, что всем ее сыновьям предначертана трагическая участь!
Отношения с Николаем II и его женой
В 1894 г. императрица потеряла мужа. Сильный и крепкий Александр III вдруг стал дряхлеть на глазах. Он осунулся, стал бледным и мрачным. Врачи уверяли, что это из-за болезни почек, которая была спровоцирована крушением царского поезда в октябре 1888 г. Но были медики, считавшие причиной раннего ухода царя его слабое сердце. На момент смерти ему было всего 49 лет.
Новым правителем России стал старший сын Марии Николай II. Спешным образом его женили на немецкой принцессе Алисе. В православии она приняла имя Александра Федоровна. Домашние называли ее Аликс.
Первое время правления Николай II очень прислушивался к матери. Часто он говорил:
«Спросите это лучше у матушки» или: «Мне надо посоветоваться с maman».
Такое положение дел категорически не устраивало его жену, которая претендовала на роль главной советницы царя. Между женой и матерью императора происходило невольное соперничество.
Аликс при дворе не любили. Ее застенчивость принимали за надменность, а скованность манер за холодность и равнодушие. На ее фоне Мария Федоровна казалась верхом доброжелательности и обаяния.
Но особенно отношения между вдовой-императрицей и ее невесткой разладились, когда Аликс стала увлекаться мистикой. Бедная женщина готова была прибегнуть к любому средству, чтобы исцелить больного наследника Алексея. Она приглашала ко двору не только лекарей, но и шарлатанов.
Первое время правления Николай II очень прислушивался к матери. Часто он говорил:
«Спросите это лучше у матушки» или: «Мне надо посоветоваться с maman».
Такое положение дел категорически не устраивало его жену, которая претендовала на роль главной советницы царя. Между женой и матерью императора происходило невольное соперничество.
Аликс при дворе не любили. Ее застенчивость принимали за надменность, а скованность манер за холодность и равнодушие. На ее фоне Мария Федоровна казалась верхом доброжелательности и обаяния.
Но особенно отношения между вдовой-императрицей и ее невесткой разладились, когда Аликс стала увлекаться мистикой. Бедная женщина готова была прибегнуть к любому средству, чтобы исцелить больного наследника Алексея. Она приглашала ко двору не только лекарей, но и шарлатанов.
Особым же ее расположением пользовался «старец» Григорий Распутин. Мария Федоровна, напротив, считала, что этот странный колдун портит репутацию царской семьи и ведет ее к погибели. На этой почве между ними нередко возникали конфликты.
Крах империи
Мария Федоровна очень много времени уделяла благотворительности. Она стояла во главе Российского Красного Креста, покровительствовала бесчисленным приютам, женским учебным заведениям и больницам для бедных. Значительную часть своих личных средств она раздавала калекам и сиротам. Увы, все ее добрые дела были забыты, когда к власти пришли большевики.
Ее сыновья погибли в трагическом 1918 году, когда в России уже шла Гражданская война. Николай II вместе с женой и детьми был расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. За месяц до этого, 13 июня 1918 г., под Пермью был вывезен в лес и убит местными чекистами великий князь Михаил.
Больше повезло ее дочерям – Ольги и Ксении. Они сумели вместе с матерью перебраться за границу, где жили в изгнании. Очевидцы вспоминали, что Мария Федоровна долгое время не соглашалась покидать Россию.
Когда британский линкор «Мальборо» вывозил ее из Крыма, она долго стояла на борту с биноклем в руках. В дневнике она записала, что ей тяжело и горько покидать страну, в которой она прожила 51 год и которую так полюбила.
Драгоценная шкатулка
Бывшая императрица прожила свои последние 8 лет жизни в Дании. Ее племянник, а по совместительству датский король Кристиан X, не отличался деликатностью и периодически намекал ей, что она всего лишь бедная родственница, которой оказывается великая милость.
Часто Мария Федоровна нуждалась в деньгах, но отказывалась продавать хоть что-нибудь из шкатулки с драгоценностями, которую ей чудом удалось вывезти из России, а ведь там были многие фамильные украшения царского дома Романовых!
Несмотря на значительную стесненность в средствах, Мария Федоровна умудрялась и в изгнании заниматься благотворительностью. При этом она категорически отказывалась от того, чтобы ее вовлекали в политические мероприятия.
Осенью 1925 г. пришла печальная новость из Англии – скончалась любимая сестра императрицы Александра. Стойко переносившая до этого все удары судьбы Мария Федоровна буквально стала угасать на глазах. Через 3 года, 13 октября 1928 г., ее тоже не стало. Она ушла на 81-м году жизни.
Увы, но пути ее дочерей Ксении и Ольги разошлись. Немалую роль в этом сыграла и та самая шкатулка с драгоценностями. Сначала ходили слухи, что эта шкатулка таинственным образом пропала.
Но потом выяснилось, что старшая дочь Ксения единолично распорядилась наследством матери. Об этом стало известно гораздо позже, когда отдельные украшения из коллекции Марии Федоровны всплыли в качестве собственности английской королевской семьи.
Ольга же эмигрировала в Канаду, где прославилась как одаренная художница. Талант к живописи она унаследовала от матери – Мария Федоровна тоже прекрасно рисовала.
Вот такой непростой жизненный путь выпал на долю датской принцессы. Невероятно сложные испытания она выносила с поразительной стойкостью, так как была глубоко верующим человеком. Она считала, что на всё есть воля Божья и со смирением принимала все тяготы судьбы.
Единственное, чего она так и не смогла принять – это гибель своих детей. До последних дней жизни Мария Федоровна надеялась, что ее сыновья Михаил и Николай чудом смогли выжить. Она отказывалась рассматривать доказательства их гибели и запрещала служить по ним заупокойные службы.