Зою везли во дворец на золоченых носилках. Мать сама распустила ей волосы и накрасила губы кармином. «Будь покорной и ласковой», — прошептала она. И красавица-дочь с улыбкой кивнула. Летом 901 года император собрался взять новую молодую жену, и его выбор пал на аристократку Зою.
Как ему запали в душу ее черные, словно угольные глаза в обрамлении длинных ресниц! Но счастье государя и прекрасной избранницы висело на волоске.
«Не иначе, как прокляли нашего императора», — болтали в Константинополе.
Базилевса Льва VI личное счастье обошло стороной. Ему было шестнадцать лет, когда родители устроили смотр невест. Собрались выбрать для него самую красивую и самую достойную девушку! Беда была в том, что мнение Льва никто не учитывал. Это не юноше, а его матери понравилась патрицианка Феофано. Да, она была тонкой и гибкой, изящно делала поклоны и от скромности всегда смотрела в пол, а не на собеседника…
Вот эта скромность юной Феофано и стала камнем преткновения. Пылкий Лев мечтал о другой молодой женщине! Его новоявленная супруга постилась и молилась большую часть времени. Она совершала паломничества, раздавала милостыню, ездила с роскошными дарами в церкви и обители, а вот мужем интересовалась крайне мало.
«Блаженная Феофания прилежно заботилась о своём душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая сладость и суету житейскую. Она непрестанно и днём, и ночью, имела на устах своих псалмы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу. Она не заботилась о царском украшении своего тела, и под одеждою, на теле, носила грубую власяницу».
Неудивительно, что у пары родилась только одна-единственная дочь.
— Я делю свои покои с монахиней, — мрачно говорил Лев.
Он скоро принялся поглядывать по сторонам… И приметил Зою, дочь начальника королевских телохранителей. Как она была непохожа на его супругу! Веселая, улыбчивая, всегда готовая угодить… Их встречи держались в тайне, но такие секреты трудно сохранить. И когда Феофано узнала о поступках своего мужа, то почувствовала себя оскорбленной.
Но она зря упрекала Льва и жаловалась на него. С мрачной решимостью муж сообщил ей: если Феофано по душе молитвы – ей место в святой обители! А он нуждается в настоящей супруге, способной разделить его радости и горести. И если небесам будет угодно, то первых окажется больше!
После двенадцати лет брака Феофано скончалась на руках своего духовника. Кто-то шептался по углам, что молодую императрицу могли отравить. Но никаких доказательств этому не было. А Лев, выждав минимальный срок траура, обвенчался со своей Зоей.
— Брак твой беззаконный и нечестивый! – шипел духовник Евфимий.
Глазом не моргнув, Лев отослал священника прочь. Его любимая ждала ребенка и скоро разрешилась от бремени дочерью, Анной. А затем на свет появилась Евдокия… Увы! Матери не было суждено увидеть, как пойдут к венцу ее девочки. Жестокая судьба распорядилась так, что императрица Зоя Заутца скончалась в 899 году. Император, которому было в ту пору тридцать три года, снова остался без супруги.
Церковь учила свою паству: только в браке возможно подлинное счастье. А заводить другие отношения – бесчестно. Вот поэтому Лев и собрался под венец в третий раз! Священники скорбно сдвигали брови и напоминали, что не положено так часто жениться.
— Но мои жены умирают! – Восклинкул Лев. – Святой отец предлагает мне жить во грехе?
Вот так в 900 году в покои базилевса вошла новая молодая женщина, Евдокия Ваяна.
«Взял деву прекрасную… Женился и венчал ее», — написано в «Жизнеописании царей».
Сколько было надежд на этот брак! Но очаровательная императрица только-только родила мальчика, Василия, как отправилась к праотцам. Убитый горем Лев планировал устроить для нее пышное погребение, но его остановили священники. В Пасху умерла Евдокия. Нельзя омрачать радостные дни большими скорбями… Пусть все пройдет тихо и незаметно.
А по прошествии нескольких месяцев, разглядев среди византийской знати Зою Угольноокую, император повелел послать за девушкой золоченые носилки. «Желанию царя противиться нельзя», — говорила мать Зои, наряжая ее во дворец. Привезенная ко Льву Шестому девушка держалась гордо, прямо, говорила звонким и нежным голосом, но главное… она покорила Льва своей красотой.
Он ведь был молод! Ему были нужны сыновья! Но и тут священники встали против его счастья. Отказывались наотрез венчать императора четвертый раз. Разозлившись не на шутку, Лев объявил по Византии: Зоя Угольноокая – его жена! Его императрица! И ему все равно, кто и что об этом думает…
Комета летела по небу, когда Зоя в муках рожала дитя. Сорок дней сияло в небе неизвестное чудо, и в народе зашептались: императрица, которую не стали венчать, подарила мужу необычного сына! Быть ему базилевсом, которого Византия еще не знала!
— Не признаем дитя. – упирались священники.
На попятный пошел патриарх Николай Мистик. Он успел основательно «замазаться» в одном заговоре, и теперь старательно выслуживался перед императором. 6 января 906 года мальчика, рожденного Зоей, крестили и провозгласили Константином…
— Но ты откажешься от незаконной супруги, — добавил патриарх.
И это было слишком! Вне себя от ярости Лев Шестой нашел покладистого служителя церкви, обвенчался с Зоей и надел на ее голову императорский венец. Он словно чувствовал, что жить ему осталось немного, и хотел, тем самым, защитить жену и ребенка.
Малышу Константину было шесть лет, когда его отец угас, жалуясь на сильные боли в животе. На престол взошел дядя мальчика, провозгласив Константина соправителем. А Зою он решил с позором изгнать из дворца. Дескать, не признавала церковь этого брака. Не должно недостойной императрице одеваться в пурпур! Сдерживая слезы, Зоя поклялась, что вернется.
Она думала, что ей позволят поселиться в доме родителей, но мстительный Николай Мистик перехватил женщину и силой доставил ее в монастырь. Он срезал ее длинные темные волосы и повелел каяться. А потом шелковые одеяния сорвали с Зои и переодели ее в грубую монашескую одежду.
Ей не давали есть и пить, заставляя отречься от всего мирского и принять постриг. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не скончался дядя Константина. И тогда мальчик отправил людей за своей матерью и привез ее во дворец. Обнимая сына, Зоя смеялась и плакала одновременно.
— Теперь я буду регентом. – заявила она.
Если бы Константин был чуточку старше! Если бы у Зои имелось больше преданных людей! В 919 году командующий флотом, Роман Лакапин, добился большой поддержки среди военных. Он заявил, что женит Константина на своей дочери Елене, а пока те еще молоды, будет править сам. Противопоставить военной мощи Зое было нечего. И ее снова прогнали из дворца, и опять отправили в монастырь.
Официально объявили, что мать-императрица хотела отравить Романа. На самом же деле, это мог быть лишь предлог, чтобы убрать соперницу по власти.
По всей видимости, Зоя к тому времени была больна. Дальнейшая ее судьба не прослеживается, так что, вероятно, она угасла в монастыре.
Ее сын Константин стал полновластным императором лишь четверть века спустя. В отличи е от отца, он был женат лишь один раз и стал отцом семерых детей.
А история с запретом на венчание повторилась и у нас! Русскому государю Ивану Грозному тоже указывали: негоже жениться больше трех раз! Церковь ссылалась на каноны, но что было делать молодому правителю, который терял жен одну за другой? И поступил Иван Грозный в точности, как и Лев VI: по-своему.