«К тридцати годам она превратится в старую ведьму»

Повитуха дернула малышку за левую ножку, и ребенок громко заплакал. Это неловкое действие дорого стоило девочке: она навсегда осталась хромой. «Мила, ты прекрасна!» — шептал ей влюбленный Альберт много лет спустя. Она улыбалась и расцветала, а вот будущая свекровь недовольно шипела. По ее мнению, гениальный сын мог найти себе партию получше.

Милош Марич устал от военной службы: постоянно колесить по Австро-Венгрии! Вот поэтому, когда в 1875 году у них с женой родилась дочь, Милева, он принял решение выйти в отставку. Тем более, что ему предложили должность в суде города Рума. А потом в Загребе! Начался новый виток жизни – спокойной, обеспеченной…

В девять лет Мила пошла в школу (до этого с ней занимались дома) и сразу стало понятно – девочка необычайно одарённая! Беда была в том, что из-за хромоты над ней постоянно смеялись одноклассницы. Дети часто злы.

— Мила-ведьма, Мила-колдунья! – кричали они, передразнивая прыгающую походку несчастного ребенка.

Стиснув зубы, маленькая школьница старалась не обращать внимания на насмешки. Но как сохранить невозмутимость, если это происходит каждый день? Вот поэтому, переступая порог школы, Мила Марич старалась держаться особняком. Поближе к учителям. За это ее невзлюбили еще больше: значит, старается «подлизаться»? Рассказывает педагогам о шалостях остальных?

— Надо сказать, что у Милы очень большие способности, — протирая очки, говорил учитель математики, обращаясь к семье Марич, — я бы предложил ей учиться дальше.

Родители переглянулись. Поскольку обучение женщин наукам в 1890-х было еще делом редким, не в каждой стране Европы разрешенным, подали запрос в Королевскую гимназию Загреба.

Ответное послание было четким и понятным: зачислить означенную Милеву Марич возможно после сдачи экзаменов и предоставления письменного согласия семьи. Что они не против этого… Ведь заведение исключительно мужское!

Если бы она могла воспарить – она бы сделала это. Ее назвали лучшей ученицей в школе! Ее зачисляют в Королевскую гимназию! Мила смеялась и крутилась перед зеркалом. Но в новой гимназии оценки по физике и математике ей старательно занижали. Учителям казалось невероятным, что девушка может знать предметы лучше, чем юноши. Это… почти ненормально!

Мила – как и все девушки ее возраста – мечтала не только о науке, но и о любви. Однако у противоположного пола популярностью она не пользовалась, и с этим приходилось как-то мириться. Танцевать не могла, прогуливаться – тоже. Это была почти пытка! А как еще заводить знакомства с молодыми людьми? Где?

Получив аттестат зрелости, Мила переехала в Цюрих. Прослушала курс на медицинском факультете и снова занялась математикой. И как раз там судьба свела ее с Альбертом Эйнштейном. Он был на три с половиной года младше Милы и… казалось, совсем не замечает ее хромоты?

Он влюбился. Когда Мила уезжала погостить к родным, писал ей пылкие письма:

«Мне так повезло, что я нашел тебя, — существо, равное мне, такое же сильное и независимое, как я! Я чувствую себя одиноким со всеми, кроме тебя».

— Он из другого мира, — как-то обронила мать. И Мила с недоумением посмотрела на нее: из какого? Между ними нет никакой особенной разницы! – Однажды ты все поймешь. – Добавила Мария Марич.

Понимание приходило болезненно. Действительно, когда мать Альберта Эйнштейна узнала, что тот ухаживает за девушкой из Сербии, была страшно возмущена. Для Паулины Эйнштейн – строгой, сдержанной, даже жесткой, рожденной в богатой семье, славянская невеста не была пределом мечтаний. Сказывались не только социальные предрассудки, но и национальные. Разница культур, веры, разница во всем…

— А еще она хромая! – восклицала Паулина, и это был ее главный аргумент. – К тридцати годам она превратится в старую ведьму!

Но влюблённые дети редко слушают матерей. Эйнштейн был увлечен Милевой, а в 1901 году она забеременела. По этой причине выпускные экзамены в университете Марич провалила – она очень плохо себя чувствовала весь срок. Рожать уехала к родителям, но девочка Лизерль, появившаяся на свет чуть раньше времени, умерла во младенчестве. Родители Милевы возмущались: Альберт мог бы и жениться.

Эйнштейн женился в 1903-м, после бурного скандала с матерью. Сын Ганс Альберт родился уже в законном браке, а потом еще один мальчик, Эдуард. И вот на этом отношения между супругами разладились. Выяснилось, что младший ребенок неизлечимо болен – душевный недуг. А достался он по линии Милевы, ведь ее сестра Зорка уже несколько лет находилась в клинике для душевнобольных.

«Я думаю о тебе с искренней любовью каждую свободную минуту, я несчастен настолько, насколько может быть несчастен человек». – писал Альберт… своей первой возлюбленной, Марии Винтелер. А потом как-то сами собой закрутились отношения с его кузиной Эльзой…

— Я умоляю тебя, — говорила Мила дрожащим голосом, — давай сохраним наш брак. Ради детей.

— У меня три условия. – ответил Альберт. – Ты готовишь три раза в день, содержишь дом в идеальном порядке и не требуешь, чтобы я прикасался к тебе.

Она была готова рыдать. Ведь совсем недавно Мила была такой желанной для Альберта. Неужели она и правда превратилась для него в ведьму?

«Своей внешности она совсем не уделяла внимания, — отзывался о ней Карл Зелиг, — так как женское кокетство было ей совершенно чуждо. Милева хромала, была неврастенична и очень ревнива; всё это порой обращало в мучение и её жизнь, и жизнь её близких».

Больной ребенок – какое там женское кокетство! Мила была просто измучена своей семейной жизнью. И в 1913 году стало понятно, что все закончилось. Альберт заявил, что он уходит.

Вместе с детьми Мила уехала в Цюрих. Эйнштейн подписал соглашение, что будет содержать ее и детей, но развод был делом долгим – он затянулся на пять лет. В Цюрихе на имя Милы и детей были куплены три дома: в одном семья жила, два других сдавались внаем. Впрочем, с этой недвижимостью пришлось расстаться, когда состояние Эдуарда стало совсем плохим. Его пришлось поместить в дорогостоящую клинику под неусыпное наблюдение специалистов.

Эйнштейн женился на своей кузине Эльзе. Мила Марич умерла в августе 1948 года.

«Моя мать, — писал ее старший сын Ганс Альберт, — посвятила жизнь отцу. Она была очень талантлива, но отказалась от своей карьеры, чтобы раствориться в нем. Но он этого не оценил».

Оцените статью
«К тридцати годам она превратится в старую ведьму»
Он сделал всё, чтобы не повторить судьбу отца: Красавица жена и дочери Алексея Демидова