Образ этой актрисы знаком всем. Даже те, кто не знает ее по имени, наверняка помнит знаменитую «мировую маму» Жени Лукашина из кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром».
Это была не единственная роль Любови Добржанской в кино, хотя она больше любила театр и всегда считала себя театрально актрисой. Зрители платили ей взаимной любовью, и на ее спектакли в театре всегда был аншлаг.
Как Любовь Добржанская стала моложе на три года
Одна из самых ярких театральных актрис советского периода Любовь Добржанская родилась в Киеве, в 1905 году. Ее семья происходила из дворян.
Отец имел чин полковника Царской армии, мама — выпускница дворянской гимназии, была домохозяйкой, занималась воспитанием детей. Помимо дочери и сына в семье воспитывались трое племянников.
После Октябрьской революции главу семьи репрессировали, имущество семьи конфисковали, мама, оставшись с детьми на руках, бралась за любую работу — выучилась на бухгалтера, занималась шитьем, работала прачкой. Люба, как старшая из детей, помогала матери по хозяйству.
Она с детства мечтала о сцене, прекрасно пела, и помимо учебы и домашних забот, успевала участвовать в самодеятельности при доме культуры, а потом поступила в театральную студию при Киевском театре русской драмы. Любовь к театру, вероятно передалась ей от родного дяди, оперного певца и вокального педагога.
Когда Любовь Добржанская получала паспорт, ей ошибочно вписали 1908 год рождения. По легенде — с пера паспортистки капнула капля чернил, превратив пятерку в восьмерку. Девушка не стала исправлять ошибку и таким образом по документам стала моложе на три года.
Начало творческого пути
По окончанию театральной студии Любовь Добржанскую пригласили работать в труппу театра. Свою первую «звездную» роль она сыграла в спектакле «Оптимистическая трагедия», после чего быстро стала примой. Обладая яркой внешностью и артистическим талантом, она играла главные роли во многих спектаклях.
В 1934 году Любовь Добржанскую пригласили работать в Москву, в недавно созданный театр Красной Армии, возглавляемый заслуженным деятелем искусств Владимиром Месхетели. Увидев актрису на сцене, он предложил ей переехать в столицу. Она согласилась.
В Москве актрисе поначалу пришлось жить в общежитии, а в театре начинать с эпизодических ролей, завоевывая внимание искушенной столичной публики. Но постепенно ей стали доверять и более серьезную работу. Первый успех и признание пришло после роли Катерины в спектакле «Укрощение строптивой».
Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировался в Свердловск, где Любовь Добржанская продолжала играть главные роли. После возвращения в Москву она уже была ведущей актрисой театра, была задействована в самых популярных постановках, и публика шла конкретно на ее спектакли.
Четыре брака актрисы
Любовь Добржанская выходила замуж четыре раза. Все ее мужья были творческими людьми, известными в мире искусства, но по злому року судьбы ее семейная жизнь не сложилась, и актрисе, не раз игравшей роли «мировой мамы», так и не удалось испытать счастья материнства.
Впервые она вышла замуж еще в Киеве, в девятнадцатилетнем возрасте. Ее супругом стал коллега по сцене Иван Червинский. Но этот брак продлился недолго, вскоре Червинского арестовали по доносу приятеля. Не выдержав испытания судьбы, он покончил собой в камере предварительного следствия.
Вторым мужем Добржанской стал режиссер Владимир Нелли-Влад, но этот союз распался после переезда актрисы в Москву. Оказавшись в столице, она с головой ушла в работу, буквально дневала и ночевала в театре. А потом у нее завязался роман с коллегой по сцене Осипом Шахетом, он стал ее третьим мужем.
Но и это счастье продлилось недолго, в 1949 году актер умер от инфаркта и Любовь Добржанская снова осталась одна.
Четвертым и последним мужем актрисы стал представитель знаменитой цыганской династии, гитарист Виктор Кручинин. Они прожили душа в душу четверть века, вместе ездили по гастролям, выступали на концертах с русскими романсами.
В 1975 году Виктора Кручинина не стало, и актриса на склоне лет осталась одна. Больше замуж она не выходила.
Панихида под вальс из «Вишневого сада»
После смерти любимого супруга Любовь Добржанская серьезно заболела и начала терять память. Но первые годы она продолжала играть в театре и сниматься в кино, это было для нее спасением от одиночества.
В год смерти супруга она снялась в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром», сыграв знаменитую «мировую маму». Эта роль стала визитной карточкой актрисы, по которой ее узнают и по сей день.
Однако болезнь прогрессировала, в своей последней роли в фильме «В четверг и больше никогда», где она также играла «маму», Любовь Добржанская снималась уже тяжело больная.
Она забывала текст, который после приходилось накладывать на пленку, временами плохо себя чувствовала, и только благодаря поддержке коллег и режиссера Анатолия Эфроса, смогла осилить эту роль.
В 1978 году Любовь Добржанская вынуждена была уйти из театра. Коллеги устроили ей торжественный театрализованный вечер по случаю 70-летия, он же стал вечером прощания с актрисой.
Последние годы она жила на скромную пенсию и очень страдала без работы. Друзья и коллеги по театру поддерживали ее, как могли, но со временем это становилось делать все сложнее — актриса уже никого не узнавала.
Она ушла в одной из московских клиник в 1980 году, и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Панихида, состоявшаяся в театре, прошла под вальс из «Вишневого сада» — как и завещала великая актриса.