1977 год. «На эти деньги можно было купить 150 «Нив»: как братья Калачян провернули ограбление века

“Мы вышли, а там народ…” — рассказывала свидетельница московских событий.

Ереван, 1977 год. Совершено самое громкое преступление в Союзе. Но перед этим случились три хлопка в Москве. Один произошел в метро, два другие у продуктовых магазинов. Молчание телевидения нервировало людей.

Организаторы сего преступления были задержаны. Они являлись выходцами из Еревана, один из них состоял в незаконной партии, призывавшей к независимости Армении… Народ Армении осудил действия этих мужчин вместе со всей страной.

Дальше в том же году случился пожар в гостинице “Россия”. Были погибшие. И снова народу ничего не объяснили, поползли различные слухи .

Впрочем, о подпольной организации, действующей в Союзе, заговорили и в ЦК после того как случилось ограбление века…

Уникальное преступление

Ереван всегда славился своими фонтанами и особенными каменными зданиями. Именно в этом городе произошло ограбление века. Грабитель посягнул на Госбанк Республики.

Стоит знать, что в Советском Союзе кража суммы в десять тысяч рублей приравнивалась к особо крупному размеру. За это злоумышленнику грозил расстрел.

Из закрытого хранилища банка Еревана каким-то образом испарились 1,5 миллиона в рублях. Министр МВД Армении Поталов назвал это ограбление уникальным. На украденную сумму можно было приобрести 150 автомобилей “Нива”.

Информацию об ограблении передали в ЦК. В тот же день о случившемся доложили Брежневу. Сложное дело поручили вести Эдуарду Аствацатаряну, которого коллеги прозвали “экстрасенсом” и “магом” за сильную интуицию. Следователь сразу определил, что злоумышленник действовал в одиночку.

Грабитель проник в здание Госбанка, сделав невероятный прыжок с соседней крыши в небольшое окно на третьем этаже. Там в Госбанке велись ремонтные работы и решетки с окон были временно сняты. Но какой акробат смог бы выполнить столь сложный трюк? Пролететь внушительное расстояние и попасть точно в небольшое окно-форточку?

Все это выглядело невероятным

Хранилище было расположено на втором этаже здания. Оно имело специальные укрепленные стены. На первом этаже прямо под хранилищем был пост милиции.

Слабым местом хранилища был потолок. Злоумышленник пробрался к деньгам с четвертого этажа прямо через потолок укрепленной комнаты. В полу преступник сделал дыру, через которую и вытащил деньги. Сделать это при наличии дыры было не слишком сложно. Деньги в хранилище в 77-м году хранились пачками на обычных стеллажах.

На месте ограбления злоумышленник-акробат оставил рабочие инструменты и небольшой зонтик. Чуть позже следователи пришли к выводу, что “Акробат” в банке имел наводчика. Конечно, этим человеком должен был быть сотрудник банка. Ведь кто-то же указал “Акробату”, где необходимо сверлить. Рентгеновским зрением злоумышленник наверняка не обладал и через потолок видеть не мог.

Тогда начали проверять всех работников банка. Те боялись всего происходящего и вели себя крайне неадекватно. Невиновные производили впечатление виновных, что еще больше запутывало следствие.

Среди похищенных денег было много сторублевых купюр. Генсек приказал приостановить выпуск этой серии купюр, чтобы было легче отслеживать злоумышленника.

Вот только такие же “сторублевки” уже отвезли в Свердловск. Правда, успели заморозить 14 миллионов, отправленных на Урал.

По сберкассам всей страны разослали предписания: “Задерживать людей, которые попытаются разменять сотенные купюры определенной серии”.

Но “сторублевки” под серией “АИ” долго нигде не всплывали. Грабитель осознавал, что украденные им деньги могут отслеживать, поэтому затаился.

Спустя время пришло сообщение из Ташкента. В кассу там поступило 24 тысячи с нужной серией. В Ташкент устремились милиционеры из Москвы, а также Еревана. Людей хватали прямо на улицах, но все было тщетно.

Преступнику удалось за пару дней разменять сто тысяч, а потом он скрылся. Следующий сигнал о деньгах поступил из Москвы…

Хитроумная ловушка

Московской милиции донесли информацию о том, что в Южном порту будто из ниоткуда возникли неизвестные из Армении с большой суммой денег.

Работники МУРа установили, что двое армян приобрели авто на открытом рынке в Москве. В Союзе очередь на покупку машины могла не двигаться годами. Но уже полученные автомобили продавать никто не запрещал, правда, реализовывали их намного дороже. Поэтому двое армян с большой суммой легко смогли приобрести машину.

Машину эти армяне “обмывали” в ресторане с большим размахом. За все выпитое и съеденное они расплатились “сторублевкой” серии “АИ”.

Поскольку сделка по продаже авто нигде не оформлялась, то и отследить машину было трудно. Между тем, в Ереване принялись трясти всех “авторитетов”, воров и другие преступные элементы, но больше сведений о двух армянах не поступало.

Из-за “Акробата”, ограбившего Госбанк, уголовный мир Москвы жил от одной облавы до другой. Криминальные элементы уже готовы были сами оторвать головы тем, кто украл те деньги, но этот человек (или их было двое) успешно скрывался.

Вскоре в Туле арестовали знаменитого “медвежатника” Генералова. Взяли его в ресторане, где он расплатился засвеченной сотенной купюрой. Он охотно рассказывал на допросах о своих кражах, но действительно ничего не знал о ереванских грабителях.

Потом поступил очередной сигнал из сберкассы на Чертановской. Какой-то мужчина захотел купить много облигаций госзайма. Расплатиться пытался “сторублевками АИ”. Кассирша попыталась замедлить процесс покупки, чтобы вызвать наряд. Тогда клиент занервничал. Бросил у нее в окошке 3 тысячи рублей и скрылся на зеленом “Москвиче”, номер которого очевидцы не запомнили.

После этого случая стали разрабатывать беспрецедентный план-перехват. Посоветовавшись с властью, решили перекрыть всю столицу. Участковым наказали “смотреть во все глаза”. И в одном дворе зоркий участковый случайно увидел “Москвич” зеленого цвета. В него сели трое: двое точно были кавказцами, но, возможно, могли быть и армянами.

Участковый стал выяснять, что уехавшие на авто личности делали в соседнем доме. И одна гражданка рассказала, что сдала квартиру двум братьям. Братьями были Николай и Феликс из солнечного Еревана.

Далее события начали развиваться стремительно. Через пару минут весь дом заполонили сотрудники МУРа. Гражданка Яблонская рассказала, что ее квартиранты были при деньгах и сегодня уехали к женщине Николая.

Яблонская знала номер телефона этой подруги. Милиционеры попросили ее позвонить туда и сказать, что братья забыли какой-то увесистый сверток. Хитроумная ловушка была раскинута. Потянулись томительные часы липкого ожидания.

В квартире братьев спрятался милиционер. Внезапно неизвестный появился возле старенького московского дома под снос. Он поднялся по скрипучей лестнице, позвонил в дверь к квартирной хозяйке. Когда та открыла дверь, к этому мужчине бросился участковый. Но неизвестный оказался тем еще “лихачом”. Он оттолкнул милиционера и сиганул в окно со второго этажа. В переулке его уже ждали.

Сотрудники скрутили прыгуна. Вскоре ни у кого не осталось сомнений, что пойман злоумышленник, которого “всем Союзом” искали 10 месяцев.

Двоих подельников прыгуна задержали в те же сутки. В камере сидели братья Калачян и Владимир Кузнецов. Первые допросы почти ничего не давали. И где были деньги поначалу узнать не удалось.

Талантливый дуэт

Николай Калачян с юности привык опираться лишь на себя. Отец его болел раком, а мать все средства пускала на его выздоровление. В 4 классе Николай пустился в бега и примкнул к табору.

В таборе он продавал, то, чем торговать и сегодня запрещено, еще он трудился мусорщиком и даже периодами голодал. Годы в таборе не прошли для Николая даром. Он приобрел дар, умел подчинять себе людей, владел чем-то вроде гипноза.

Благодаря дару он стал главарем шайки мальчуганов. С ними крал и грабил. Легкие деньги кружили голову. Тогда он понял, что больше никогда не сможет жить на зарплату и решил ограбить банк.

У Николая был двоюродный братец Феликс, который после школы уехал из Еревана, работал, женился, обзавелся двумя детьми. Феликс всем казался добрым человеком. Но ему будто не везло по жизни, его семья бедствовала.

Впоследствии его жена Маруш рассказывала: “Мы с Феликсом любили друг друга. Он был очень хорошим человеком, никто из знакомых не скажет о нем плохо. Он совершил ошибку, оказался под чужим влиянием…”.

Феликс был сухим и жилистым мужчиной, природа наградила его особой ловкостью, гибкостью и силой. Иногда он в шутку выполнял трюки, которые с первого раза не могли сделать профессиональные акробаты. Например, он мог провисеть на одной руке больше часа. Так был устроен его организм.

Хитрый Николай нашел применение таланту двоюродного брата. Сначала они вместе украли магнитофоны. Потом Николай, который был красив и пользовался у женщин успехом, приучил брата к шикарной жизни. В Ереване у Николая была девушка, дочка крупного начальника. Но и в Москве у него имелась женщина по имени Людмила. Именно к Людмиле Николай укатил в Москву после ограбления века.

Но как же Николаю удалось ограбить банк? Просто, там работал знакомый Калачяна Завен Багдасарян. Этот человек получал в Госбанке 85 рублей в месяц и постоянно видел в хранилище миллионы. Соблазн был велик. Завен передал Калачяну план здания и хранилища.

Ограбление планировали около пяти месяцев. За неделю до часа Х Николай с таксистом разбились на авто. Так главарь банды оказался в больнице. Оттуда он и руководил процессом. А исполнителем был Феликс.

Феликс подготовил инструменты. Нашел окно в госбанке, где шел ремонт и вместо решеток была пленка, а потом прыгнул. Если бы он не долетел, то разбился бы. Но ему сопутствовала удача.

Потом Феликс проделал дыру в потолке хранилища и просунул в нее зонтик, чтобы при расширении дыры осколки падали в зонтик, а не молотили по полу, привлекая внимание. Диаметр проделанного лаза был всего 34 см. Но жилистому Феликсу этого хватило.

На следственном эксперименте профессиональный гимнаст не смог повторить трюк Феликса. Поднять деньги наверх грабитель сумел с помощью веревки.

После ограбления братья встретились. Погуляли в ереванских ресторанах и стали готовиться к переезду в Москву. После переезда Людмила познакомила Калачяна со своим братом Владимиром Кузнецовым, который работал таксистом. Владимир стал невольным подельником и шофером Николая. Он не подозревал, что скупая облигации, отмывает для него деньги.

За 10 месяцев в бегах Николай и Феликс потратили 100 тысяч, а оставшиеся деньги спрятали в запасном колесе купленного авто. Сто тысяч советский инженер смог бы заработать только за 50 лет.

За все содеянное братья получили высшую меру. Наводчику Завену дали 11 лет. У нищенствующей семьи Феликса отобрали последнее имущество.

Оцените статью
1977 год. «На эти деньги можно было купить 150 «Нив»: как братья Калачян провернули ограбление века
Вечная невеста