Увы, но внешняя привлекательность не является тем критерием, который делает человека счастливым. Манящая космическая красота «советской Греты Гарбо» притягивала взгляды окружающих, но история жизни прославленной манекенщицы Валентины Яшиной завершилась печально.
По словам художника Ивана Кантемирова, Валя имела несоветскую внешность с ярко выраженными скандинавскими скулами, проникновенным взглядом. Глядя на эту красивую женщину, нельзя было и подумать, что она обременена бытовыми проблемами.
Необычной внешностью Яшина обязана отцу, шведу по национальности, которого Валя даже не видела. Тот бросил ее маму, когда она еще носила под сердцем его дочь. Поговаривали, что его спешный отъезд из Советского Союза был вызван вероятностью ареста. Швед так и не узнал, что у него есть дочка, которая очень похожа на него.
Мать Валентины переживала недолго. Вскорости она стала женой номенклатурного работника, имевшего 3-комнатную квартиру, куда и переехала вместе с дочерью. Отчим принял Валю как родную, оказавшись добросердечным человеком. В новой семье все были счастливы.
С детства, обладая хорошими вокальными данными, обнаруженными преподавателями, девочка мечтала об опере. Для осуществления задуманного поступила в музыкально-театральное училище имени Глазунова, закончив его с отличием.
Валентина расцветала буквально на глазах. Ее красивая внешность не оставляла равнодушными многих мужчин. Однокурсники ухаживали за ней, преподаватели делали комплименты, однако Валя ожидала творческого человека, с которым и хотела связать свою судьбу.
Будучи студенткой третьего курса, влюбилась Бориса Зотова, который был военным переводчиком, стала его женой и отправилась вместе с ним в Ригу. В латвийской столице начала работать в местном театре, почти сразу же получив главную роль в оперетте «Сильва».
Красота Яшиной покоряла многих мужчин. С одним из коллег по сцене у нее вспыхнул любовный роман.
Бурная страсть Валентины стала достоянием не только сослуживцев по театру, который, как известно, является особой средой, но и ее супруга. Тот решил прервать отношения, потребовав развода. Борис даже не посмотрел на то, что в семье рос ребенок, у которого были проблемы со здоровьем.
Во время родов у сына Саши случилось кровоизлияние в мозг, поэтому ему постоянно требовалась помощь. Кроме медработников за мальчиком постоянно следила специально нанятая Валентиной сиделка.
Скандал и адюльтер вышел за рамки семьи, став известным партийному руководству Латвии. Было принято решение во избежание обострения обстановки в театре отправить воюющих друг с другом супругов назад в Москву, как говорится, от греха подальше. Однако у пары не было собственной квартиры, поэтому экс-супруги вернулись к матери Яшиной.
Туда возвратилась не только Валентина с сыном, но и обиженный за измену на бывшую жену Борис, который к тому времени уже получил развод. Зотов стал заигрывать со своей тещей. Ухаживания переросли в роман.
Валентина, не выдержав такой обстановки, стала искать жилье. Надо было где-то работать, так что к поискам квартиры присоединились поиски работы в театре. Однако с последним возникли трудности. Акции Яшиной как актрисы, пока она следила за здоровьем сына, упали практически до нуля. В театре артистка с проблемным ребенком оказалась не нужна.
В кино из-за чрезмерно западного типажа Яшина тоже была не востребована. Обеспеченных поклонников, готовых помочь красивой женщине, не было. Однажды, находясь на грани отчаяния, Валентина, прогуливаясь по центру столицы, была замечена администратором Московского дома моды. От него-то Яшиной и поступило предложение стать демонстратором одежды.
Женщине к тому времени было 32 года, но, несмотря на это, она сразу же была принята в штат манекенщицей. Звездная красота Валентины засияла теперь уже на подиуме. Совсем скоро Яшина стала выступать на открытиях показов, получив прозвище «Примадонна Дома моды».
Зрители же сразу заметили ее схожесть со шведской актрисой, звездой «Дамы с камелиями». Так и появилось еще одно прозвище «советская Грета Гарбо». Валентине понравилось это сравнение. Для идеальной схожести она даже скопировала форму бровей актрисы.
Яшина не только демонстрировала модели советской одежды, выпускаемой текстильной промышленностью СССР, но и участвовала в фотосессиях, приглашалась на закрытые примерки нарядов, привезенных из-за границы.
Женщина обладала идеальной фигурой, поэтому стала эталоном «подгонки» одежды, которая не сидела на обычной клиентке. К примеру, все наряды первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, в которых та щеголяла на высоких приемах, сначала примеряли на Яшиной.
Несмотря на то, что Валентина демонстрировала одежду для высокопоставленных леди, знаменитых артисток, жен номенклатурных работников, сама она не купалась в роскоши. Ведь заработная плата манекенщицы была довольно скромной.
Она сама шила себе нижнее белье из атласных лент, чтобы, переодеваясь, не было стыдно перед коллегами. Приходилось даже приобретать на черном рынке пару туфель, которые Валя носила несколько сезонов.
По воспоминаниям Яшиной, при выезде за рубеж им давали пять долларов командировочных. Хотелось привезти подарки, да и денег сэкономить, поэтому ели дешевые консервы, которые покупали в магазине.
Впрочем, отказывая себе во многом, Валентина очень старалась, чтобы сын ни в чем не нуждался, словно он жил в обеспеченной семье. Саша большую часть своих детских лет провел с бабушкой. А Яшина в это время строила карьеру, понимая, что ее работа манекенщицей является большой удачей и нужно делать все для достижения успехов в престижной профессии.
Что касается личной жизни, то она как-то не складывалась. Семилетний гражданский брак с Владимиром Гущиным, отец которого был крупным чиновником, закончился ничем. Парню, бывшему на девять лет младше своей сожительницы, семья была не нужна.
В Валентину, достигшую уже 45-летнего возраста, но не потерявшую свою «холодную» красоту, влюбился Николай Малахов. Художник, директор издательства «Советский художник», большой умница с незаурядными талантами был покорен красавицей с грустными глазами пепельного цвета.
Валя, до этого маневрировавшая между желанием быть ухоженной и возможностью прокормить сына и себя, в первый раз почувствовала заботу. Малахов взял на себя полную финансовую обеспеченность семьи.
Вероятнее всего, у Яшиной не было страстной любви к мужу, просто рядом с ним было спокойно и хорошо. А вот Николай обожал свою супругу. Он даже переписал на нее собственное наследство в пять миллионов долларов, куда вошли доходы от авторских прав, недвижимое и антикварное имущество. Впрочем, впоследствии это богатство пошло прахом.
Дело в том, что сын Яшиной Саша, в котором мать души не чаяла, рано пристрастился к спиртному и уже в 30 лет стал законченным алкоголиком. Мать и отчим пытались лечить его, давали деньги.
После смерти Малахова Александр, привыкший к деньгам, стал агрессивно выколачивать их из матери, которая чувствовала свою вину за то, что в детстве не уделяла своему ребенку достаточного внимания.
Он вынудил Валентину, придя домой с нотариусом, подписать документы, позволяющие продать часть огромной квартиры. Яшина стала жить в небольшой комнате в 13 кв. м. Остальную жилплощадь сын продал по баснословной цене.
Александр продолжал транжирить имущество, продавая за бесценок антиквариат, картины, а вырученные деньги спускал на выпивку. В течение нескольких лет он растратил все наследство, оставленное Малаховым своей супруге. Яшина, чтобы прокормиться, стала работать уборщицей.
Однажды зимой женщина упала на улице, сломав при этом шейку бедра. Александр, не желая ухаживать за лежачей матерью, вывез ее на дачу, где не было отопления, а в туалет надо было ходить на улицу. Несмотря на такие спартанские условия и тяжелую травму, Яшина выжила.
Свои последние шесть лет бывшая звезда советского подиума прожила на подмосковной даче.