Судьба актера из фильма «Белорусский вокзал». Алексей Глазырин

Суровый с виду, он производил впечатление мрачноватого, угрюмого, даже немного сердитого человека. И только близкие люди знали, насколько ранимой и уязвимой была душа Алексея Глазырина. Разговаривал суровым басом, а в глазах, если присмотреться — добрая лукавинка и хитринка.

Родился 1 августа 1922 года в городе Глазов (в то время Вотская автономная область, ныне — Удмуртская Республика). В 1940 году поступил в ГИТИС на курс Михаила Михайловича Тарханова, ведущего актера МХАТа, художественного руководителя ГИТИСа. Через год его сменил другой мастер — знаменитый актера театра и кино, педагог Владимир Вячеславович Белокуров.

В первые дни войны Алёша записался в ополчение, но вопреки ожиданиям, ему выдали не оружие, а вручили окопную лопатку, как и другим ополченцам. И этими окопными лопатками они рыли противотанковые рвы — строили первую оборонительную линию. В 1942-м году Алексей Глазырин стал артистом фронтовой бригады, которая постоянно находилась на передовой, выступая перед нашими бойцами. За участие в обороне столицы награжден медалью «За оборону Москвы».

В 1944-м по окончании института весь курс В.В.Названова приехал в Таганрог и стал работать в театре, которому как раз в это время присвоили имя Антона Чехова. Молодые актеры, дипломы которых были подписаны О.Л. Книппер-Чеховой, составили ядро труппы. Первым спектаклем на таганрогской сцене стали чеховские «Три сестры», и Глазырин сыграл в нем свою первую роль на профессиональной сцене — Вершинина.

Затем актер в течение нескольких лет служил в новосибирском театре «Красный факел», а в 1961 году по приглашению главного режиссера театра имени К. С. Станиславского Михаила Михайловича Яншина перебрался в Москву. Играл в пьесах «Дни Турбиных», «Дайте крышу Маттуфлю», «Современная трагедия», «Однажды в двадцатом», «Материнское поле», «Шестое июля» (где исполнил роль В.И.Ленина).

Возвращаясь к появлению в театре Глазырина надо сказать, что не все актеры приняли его тепло и приветливо. Многие относились к нему как к «выскочке из провинции», и, что вполне возможно, как к реальному конкуренту. Поэтому Алексею было очень нелегко вливаться в коллектив. Об этом вспоминали его коллеги Алефтина Константинова, Владимир Коренев — эти люди всегда уважали актера и симпатизировали ему.

Отдельно нужно упомянуть о пьесе «Палуба», в которой Глазырин сыграл главную роль. Первоначально работа предназначалась Евгению Урбанскому, но его срочно вызвали на съемки, и режиссер предложил Глазырину заменить актера. Тот сначала колебался, ведь получалось, что некоторым образом он «переходил дорогу» коллеге. Но через время, поддавшись на уговоры режиссера, сказав «надо, значит надо», приступил к репетициям. Спектакль долгое время с огромным успехом шел на сцене театра.

На экране Глазырин впервые появился в 1956 году в фильме «В погоне за славой» (директор завода), позже сыграл в фильме «Мы из Семиречья» (Ростовцев). А в «Живых и мертвых» режиссера А.Столпера замечательно исполнил главную роль старшего политрука Алексея Денисовича Малинина, которая стала, пожалуй, одной из самых значительных в фильме, в котором честно и мужественно рассказано о том страшном времени.

В дальнейшем играл в картинах: «Знойный июль» — Столетов, председатель колхоза, «Ярость» — матрос Сонин, «На диком бреге» — Дюжев, «Карантин» — профессор-эпидемиолог, «Щит и меч» — майор Абвера Штейнглиц. И совершенно небольшая, абсолютно необычная работа в «Вие», где Глазырин потрясающе играет сотника, и где его с трудом можно узнать не только из-за грима. Вот уж подлинно многоплановый артист!

Незабываемой творческой удачей актера является роль директора завода, бывшего командира сапёрной роты Виктора Сергеевича Харламова (Харламыча) в картине «Белорусский вокзал» — в этой гениальной истории о мужской фронтовой дружбе.

Частная жизнь Глазырина не была счастливой. Женился, родились обожаемые дочки Наташа и Катя, но вскоре семья по каким-то причинам распалась. Алексей Александрович мучительно переживал расставание с детьми, а делиться о своем глубоко личном было не в его характере — замкнутом и скрытном.

Алексей Александрович Глазырин ушел из жизни скоропостижно, через неделю после премьеры «Белорусского вокзала», 13 апреля 1971 года. Ему было 49 лет.

Сейчас картина «Белорусский вокзал» звучит как реквием ушедшим от нас актерам Алексею Глазырину, Анатолию Папанову, Евгению Леонову, Всеволоду Сафонову. Из «десантного батальона» осталась одна Нина Ургант, фронтовая медсестра Рая…

Источник

Оцените статью