Ослепительная итальянская актриса Орнелла Мути мирно спала в своей роскошной спальне, когда внезапно телефонный звонок безжалостно разрушил очарование раннего утра. Незнакомый мужской голос произнес:
— Доброе утро, синьора Мути! У меня для вас сюрприз. Я написал сценарий фильма о вашей жизни. Если вы согласитесь сыграть главную роль, я готов заплатить 800 тысяч долларов. Не спешите отказываться, Орнелла. Ведь это очень хорошие деньги, а они вам сейчас так необходимы…
Орнелла сама удивилась, как быстро согласилась на встречу. Обычно она никогда не обсуждала новые проекты без своего эксцентричного агента Майры Мазангини. Но сегодняшнее утро было особенным. Какая-то неведомая сила, неподвластная доводам разума, настойчиво влекла ее в маленькое укромное кафе, надежно скрытое от любопытных глаз.
В полдень зал пустовал, лишь один человек сидел за дальним столиком в глубине полутемного помещения. Орнелла медленно приближалась к нему, а незнакомец, не отрываясь, смотрел на нее взглядом, полным неистового обожания и страсти. Так на нее смотрели практически все мужчины.
Актриса сразу узнала его. Около полугода назад на шумном светском рауте их познакомила подруга Анна Груози. «Этот импозантный молодой человек влюблен в тебя до безумия, — шептала ей тогда Анна. — Он готов на любые сумасбродства, лишь бы добиться твоего расположения.
Кстати, этот поклонник баснословно богат, родители оставили ему огромное состояние. Он возглавляет крупную финансовую корпорацию…»
После знакомства настырный воздыхатель, имени которого Орнелла так и не удосужилась запомнить, несколько недель преследовал ее повсюду. Забрасывал букетами роскошных цветов, засыпа́л дорогими конфетами.
Однажды актрисе доставили бархатный футляр, в котором лежали роскошные изумрудные серьги. Они идеально подчеркивали цвет ее зеленых глаз. Орнелла обожала изумруды, но подарок ухажера немедленно вернула со строгим требованием более ее не беспокоить.
Отвергнутый поклонник на время скрылся из Рима, а теперь вдруг объявился при весьма загадочных обстоятельствах.
Орнелла устало опустилась на стул, готовясь в очередной раз выслушивать нескончаемые признания в любви и потоки восторженных комплиментов. Но странный молодой человек огорошил ее неожиданной репликой:
— Вы думаете, я сейчас брошусь перед вами на колени и начну клясться в вечной любви?
Орнелла вздрогнула. Он словно прочел ее мысли! Незнакомец с ухмылкой продолжил:
— Вовсе нет. У меня к вам сугубо деловое предложение. Я написал сценарий и хочу, чтобы вы с ним ознакомились. Условия остаются прежними: я полностью финансирую проект, плачу вам $ 800 тысяч. Насколько мне известно, ваш бывший муж сейчас отбывает срок в тюрьме…
— Простите, а откуда у вас такая осведомленность? — не выдержала Орнелла.
— О, я знаю о вас абсолютно все, моя дорогая, — самодовольно ухмыльнулся настырный поклонник. — Ваши детские страхи и мечты, первую любовь, всех мужей и фаворитов. Я потратил годы, чтобы по крупицам собрать всю информацию. Так что вам придется считаться со мной…
Он резко поднялся, опрокинув стул, и, слегка пошатываясь, двинулся к выходу. В дверях обернулся и помахал Орнелле рукой:
— Я вам перезвоню, чтобы узнать ваш ответ. Хорошенько подумайте, 800 тысяч — огромные деньги…
Целый час после этого Орнелла просидела в кафе, выпив две чашки двойного эспрессо и выкурив четыре сигареты. А ведь она бросала курить на протяжении нескольких лет! Но один телефонный звонок и встреча с этим странным типом напрочь перечеркнули все ее титанические усилия.
Первым порывом было позвонить в полицию. Но что она им скажет? В конце концов, не впервые Орнелла Мути становится объектом преследования одержимых фанатов, которые признаются ей в любви. Почему же сейчас ее охватил такой неподдельный страх?
Все дело в этой пухлой черной тетради, которую незнакомец оставил на ее туалетном столике. Казалось, стоит лишь прикоснуться к ней, и все старые тайны, детские страхи и кошмары разом оживут. Закружат в безумном хороводе маленькую девочку в скромном ситцевом платьице…
«Нет, с этим пора заканчивать!», — решительно сказала себе Орнелла. Она схватила загадочный сценарий и открыла первую страницу. Да, так и есть. Июнь 1966 года.
Десятилетняя Франческа Романа Ровелли в веселом цветастом платье лихо мчится на велосипеде, возглавляя ватагу мальчишек. Этот велосипед был самым радостным воспоминанием ее детства, подарком от родителей на десятый день рождения.
А самым страшным, леденящим кровь событием стал внезапный уход из жизни обожаемого отца, когда Франческе едва исполнилось двенадцать. Безутешная мама в черном траурном платке, и рядом незнакомая женщина, папина сестра, которую девочка видит впервые в жизни.
Тетя берет ее за руку и произносит: «Не надо плакать, Франческа. Ты уже взрослая…» До этого жуткого дня все звали ее нежно и ласково — Френци. Но сегодня детство закончилось. Теперь надо ехать с теткой в далекую Швейцарию — помогать на ферме и учить такой неприятный, грубый немецкий язык.
Отцовская родня считала, что мама Франчески, в прошлом эмигрантка из Эстонии, чьи родители когда-то бежали из Советской России, не справится одна с воспитанием дочки. От папы девочке достались вспыльчивый характер и своенравный нрав, от матери — пронзительные зеленые глаза, точеные черты лица и мягкий бархатный голос.
Целых два года Франческа рыдала по ночам в подушку, моля Пресвятую Деву помочь ей вернуться в родной Рим, к любимой маме. И вот ее страстные молитвы были услышаны, она снова дома. Ровесники дружно сели за парты, но Франческе некогда корпеть над учебниками и тратить время на всякие глупости.
Надо помогать матери сводить концы с концами. Каждый вечер юная Френци ходит в местную художественную школу. Но не слушать скучные лекции высокомерных профессоров. Ведь она уже совсем взрослая и многое повидала в своей короткой жизни. Нет, Франческа работает моделью и позирует без одежды студентам старших курсов.
Молодые люди слишком взволнованно разглядывают ее безупречное тело, но у девушки нет ни времени, ни желания отвечать на их неуклюжие ухаживания и банальные комплименты.
Вот и сегодня незнакомый мужчина в небрежно повязанном шарфе долго и пристально рассматривает прелести Франчески, но почему-то не делает ни единого штриха в своем альбоме. Натурщица зябко ежится под его холодным немигающим взглядом.
Когда сеанс наконец завершается, она торопливо одевается и бежит домой по темным безлюдным улочкам. Мужчина, не отставая ни на шаг, целеустремленно следует за ней. Франческе становится по-настоящему страшно.
Она вспоминает, как соседка рассказывала маме о безжалостном серийнике, который по ночам бродит по городу, затаскивает одиноких девушек в темные подворотни и жестоко расправляется…
— Постой, красавица! — догоняет ее таинственный незнакомец. — Я не причиню тебе зла. Я режиссер, понимаешь?
Дрожащая от страха девушка лишь испуганно кивает в ответ.
— Я снимаю новый фильм и ищу юное дарование на главную роль, — продолжает мужчина. — Ты мне очень приглянулась. Приходи на пробы по этому адресу. Если боишься, можешь привести с собой маму…
Опытный режиссер Дамиано Дамиани сдержал слово, данное юной Франческе Ровелли. Он придумал для нее звучный творческий псевдоним — Орнелла Мути, и снял в своей новой картине «Самая красивая жена».
Героиня Орнеллы презирала патриархальные порядки и косные нравы Сицилии, где родители указывают дочерям, кого им любить, а кого ненавидеть. Она грезила о настоящей большой любви и ждала своего единственного…
На момент съемок юной актрисе едва исполнилось четырнадцать, хотя по сценарию она играла 18-летнюю девушку. Мудрому Дамиани пришлось потратить немало времени и красноречия, чтобы на первой читке сценария втолковать неопытной Орнелле, что на самом деле испытывает влюбленная женщина…
Но прошло совсем немного времени, и синьорина Мути уже на своем опыте прочувствовала, каково это любить всем сердцем, самозабвенно и страстно. На съемочной площадке она познакомилась с начинающим актером Алессио Орано.
По странной иронии судьбы, в фильме ему досталась роль бессердечного негодяя, который надругался над невинной героиней Орнеллы и разбил вдребезги ее наивные девичьи мечты. В реальности же все события развивались по похожему сценарию.
Юная Орнелла без памяти влюбилась в темноволосого красавца-испанца и не желала слушать ничьих предостережений и благоразумных советов. Она грезила лишь об одном — о скорейшем замужестве с возлюбленным.
Но их поспешный брак не продержался и года. Ветреный Алессио быстро охладел к прелестной молодой супруге. Даже известие о ее беременности не произвело на него ровным счетом никакого впечатления. Безответственный муж предпочитал проводить время в шумных компаниях разгульных друзей, не брезговал дешевыми уличными девками и крепкими напитками.
А будущая мать рыдала в одиночестве, запершись в тесной съемной квартирке, где совсем недавно была такой счастливой новобрачной. В порыве отчаяния Орнелла уничтожила все совместные фотографии с Алессио и заставила себя раз и навсегда забыть о его существовании.
Впрочем, легкомысленного испанского красавчика это ничуть не расстроило. Он так и не дождался рождения своего первенца, предпочтя сбежать от надоевшей беременной жены и начать новую жизнь в далекой Америке…
…Орнелла в ужасе отшвырнула черную тетрадь с рукописью. Тайну появления на свет старшей дочери Найке она берегла и хранила особенно ревностно и трепетно. Не счесть, сколько раз назойливые журналисты пытались выведать у нее подробности первого замужества…
«Это была всего лишь ошибка молодости», — привычно отвечала она. Но откуда, черт возьми, этот сопливый маменькин сынок, этот юнец, не нюхавший жизни, раздобыл имя отца ее дочери? Ведь даже сама Найке долгое время пребывала в неведении и искренне считала своим папой Федерико, второго мужа Орнеллы.
Лишь когда дочери исполнилось шестнадцать, Орнелла набралась смелости открыть ей правду о настоящем отце. Она до сих пор с болью в сердце вспоминает полный отчаяния и растерянности взгляд Найке: «Как же мне теперь называть Федерико, мама?»
Знаменитая актриса до сих пор терзается чувством вины перед старшей дочерью. Она так мало уделяла ей внимания и материнской любви, вечно поглощенная собственной персоной, карьерой и бесконечными киносъемками.
Найке, как и ее мать, повзрослела слишком быстро. Не успела девочка отметить двадцатый день рождения, как позвонила Орнелле из Лондона, где училась в престижном университете. Рыдая в трубку, она призналась:
— Мамочка, я жду ребенка… Слышишь меня?
— Что ты такое говоришь? — не своим голосом вскричала потрясенная Орнелла. — Ты хотя бы выйдешь замуж за этого парня? Кто он?
— Нет, мама, я, как и ты когда-то, буду воспитывать малыша одна…
Найке повесила трубку, оставив ошеломленную мать слушать бесконечные гудки… В этот момент Орнелла Мути с ясностью осознала: ее девочка в точности повторяет ее собственную судьбу. Ей не удалось уберечь дочь от тех же ошибок и разочарований.
Может, стоило рассказать Найке об Алессио гораздо раньше? Но тогда, в свои восемнадцать, сама Орнелла искренне верила, что поступает единственно верно, навсегда вычеркивая предателя-мужа из своей жизни…
…Первый съемочный день фильма «Народный роман» известного режиссера Марио Моничелли. Вся съемочная группа в полном составе уже давно в сборе.
Степенный и основательный Уго Тоньяцци в сотый раз пробегает глазами свои реплики, красавец Микеле Плачидо дарит ослепительные улыбки очарованным гримершам. Но начало работы постоянно откладывается — все из-за отсутствия главной героини, восходящей звезды Орнеллы Мути.
— Ох, уж эта безалаберная молодежь! — ворчливо ругается маститый Тоньяцци. — То ли дело мы, матерые профессионалы. Разве мог я позволить себе подобное лет десять назад…
Наконец раскрасневшаяся Орнелла влетает в двери павильона, взволнованная, растрепанная и непривычно бледная.
— Нам надо поговорить с глазу на глаз, Марио, — решительно обращается она к режиссеру. В голосе актрисы слезы, хотя она из последних сил пытается держать себя в руках. — Я должна сразу предупредить… Тебе срочно нужно искать другую исполнительницу на мою роль.
— Ты о чем вообще? — опешил ошарашенный Моничелли. — В чем, собственно, дело?
— Я жду ребенка, Марио. И просто физически не смогу долго сниматься в твоей картине. Прости, что не сказала раньше, но о своей беременности узнала только вчера из результатов анализов…
— Брось переживать, милая! — по-отечески приобнял ее за плечи режиссер. — Я быстро отсниму все твои сцены за пару месяцев, зрители ничего не заподозрят.
Моничелли с нежностью и грустью смотрел на взволнованную Орнеллу. Эх, как жаль губить такой самородок… Сколько в ней огня, темперамента и природного дарования! Даже великая Софи Лорен на днях интересовалась, что это за юная кошечка с изумрудными глазищами снимается у него в новом фильме.
Теперь-то уж точно прославленной Лорен нечего опасаться конкуренции. Орнелла родит, располнеет, растеряет былую стройность. Да еще не замужем, одна с ребенком на руках… Ох, жаль, до слез жаль губить такое сокровище!
Но прозорливый Моничелли жестоко просчитался в своих прогнозах. Уже через месяц после рождения дочери Найке неутомимая Орнелла вновь блистала на кинопробах и получала предложения от известных режиссеров. С младенцем сидели мама и тетушки, а она металась по съемочным площадкам, не зная ни сна, ни отдыха.
Мути с легкостью покорила Францию и Голливуд, потеснив признанных богинь экрана Софи Лорен и Клаудию Кардинале. Пикантные фото Орнеллы украсили обложки всех мужских журналов. Желтая пресса взахлеб обсуждала ее многочисленные романы, бурную личную жизнь и миллионные гонорары.
Орнелла же, словно в лихорадке, бросалась в очередной водоворот съемок и страстей, не ведая ни усталости, ни страха. Пока однажды не осознала — хватит! Она выжата как лимон и сильно устала от бесконечной гонки за славой и деньгами.
В этот судьбоносный момент рядом, как по мановению волшебной палочки, возник новый возлюбленный, галантный и предупредительный Федерико Факкинетти, биржевой брокер из Бергамо.
В отличие от других поклонников, он не сорил деньгами, не осыпал Орнеллу баснословно дорогими подарками, уважал ее независимость и не терзал бесконечными телефонными звонками. Но в то же время Федерико был готов всегда прийти на помощь и поддержать актрису в трудный момент.
Загородная вилла, купленная женихом, свадьба, рождение дочери Каролины… Тосканская идиллия в окружении виноградников и кипарисов… Орнелла наконец почувствовала себя по-настоящему любимой и защищенной.
Она с головой окунулась в семейную жизнь, с удовольствием занималась обустройством дома и воспитанием детей. И плевать на насмешки и злые языки, обвинявшие Орнеллу Мути в отсутствии актерского образования и в том, что ее единственный козырь — ослепительная красота.
Увы, безоблачное счастье длилось недолго. Федерико всегда казался надежным и основательным, сам улаживал любые проблемы. Но шокирующая правда выплыла наружу, когда он угодил в тюрьму по обвинению в крупных финансовых махинациях.
Орнелла с ужасом узнала, что последние годы муж жил в долг, а в деловых кругах давно слыл неисправимым банкротом и аферистом. Чтобы спасти Федерико от долговой ямы, ей пришлось продать драгоценности, антиквариат, заложить загородное имение…
Их брак дал трещину и начал стремительно разваливаться на глазах. Супруги почти не виделись — Орнелла с головой ушла в работу, постоянно мотаясь по миру, а незадачливый муж топил тоску в алкоголе и азартных играх. Не спасали ни семейные торжества, ни совместные выходы в свет. Боль, обида и недоверие отравляли их некогда искренние и нежные чувства.
Пытаясь вырваться из замкнутого круга, Орнелла закрутила новый страстный роман — с французским режиссером Франсуа Гуаза. Но и здесь ее ждало разочарование. Новоиспеченный любовник на поверку оказался женатым человеком, не собиравшимся уходить из семьи.
От нового удара отчаявшаяся Орнелла с головой ушла в материнские хлопоты. Она почти силком увезла дочь Найке на лечение в швейцарскую клинику, где ту пытались избавить от пагубных зависимостей.
В этот непростой период, как гром среди ясного неба, и раздался тот самый таинственный звонок от одержимого поклонника из прошлого. Неизвестный предложил Орнелле сняться в фильме по мотивам ее жизни за баснословный гонорар.
В тот момент актриса, как никогда, нуждалась в деньгах. Но цена успеха была слишком высока — на кон ставилась ее репутация, тщательно оберегаемые семейные тайны…
Перечитав еще раз загадочный сценарий, Орнелла окончательно уверилась — нет, она не станет пешкой в чужой грязной игре. Этот наглый юнец не сломит ее, как бы ни угрожал и ни заманивал соблазнительными посулами.
Она выстояла и не сломалась, когда одна растила дочь. Сумела начать жизнь с чистого листа после болезненного развода с Федерико. Справится и сейчас, чего бы ей это ни стоило.
*
Орнелла решительно набрала номер незадачливого сценариста и назначила встречу в шикарном отеле в центре Рима. Пусть только попробует заикнуться о своих бредовых идеях — она выставит его на посмешище перед всеми постояльцами и служащими!
В назначенный час Орнелла вошла в ресторан — ослепительная, сияющая в строгом черном костюме и изумрудах. Увидев знаменитую актрису, смолкли все присутствующие. Метрдотель кинулся к ней со всех ног:
— Вас уже ждут, синьора Мути! Ваш столик в глубине зала.
Орнелла лишь снисходительно кивнула и грациозной походкой двинулась вперед, не обращая внимания на полные восхищения взгляды публики. Вот и ее визави вскочил, опрокинув бокал, неловко засуетился.
Мути окинула его уничижительным взглядом: «Боже, и этот молокосос вогнал меня вчера в такую дрожь? Он похож на нашкодившего школьника, впервые попавшего в кабинет директора!»
— Рада, что вы успели дочитать мою историю, — елейным голоском пропела Орнелла, доставая из сумочки злополучный сценарий. — Что ж, кое в чем вы действительно преуспели, сумели раскопать малоизвестные факты. Только вот незадача — в вашем шедевре я сниматься не стану. Даже и не просите!
— Но… но почему? — в голосе несчастного поклонника звенело неподдельное отчаяние. — Разве вам не нужны деньги? Вы же почти разорены!
— Дорогой мой, дело вовсе не в деньгах, — снисходительно улыбнулась Орнелла. — Я просто не желаю. Ищите другую актрису на эту роль.
С этими словами она встала из-за стола и, послав растерянному юнцу воздушный поцелуй, царственной походкой направилась к выходу.
Орнелла буквально всей кожей ощущала восхищенные взгляды публики, ловила потрясенный шепот официантов, узнававших в ней знаменитость. Швейцары чуть лбами не столкнулись, наперегонки кидаясь открывать перед ней двери.
На улице Орнеллу нагнал молодой американский турист:
— Простите за беспокойство, синьора! Вы ведь популярная телеведущая, я вас где-то видел?
— О нет, вы ошибаетесь! — лучезарно улыбнулась обворожительная Орнелла Мути. — Я всего лишь самая обыкновенная женщина, синьор. Хорошего вам дня!
С этими словами она лихо запрыгнула на заднее сиденье подъехавшего такси и, помахав рукой ошарашенному американцу, умчалась прочь. Сердце Орнеллы пело от радости и гордости. Она смогла, сумела поставить на место этого зарвавшегося нахала!
Никто не смеет диктовать ей условия и лезть в ее жизнь без спросу. Только она сама вольна распоряжаться своей судьбой.