Семья, несмотря на то, что он увёл жену у их сына, приняла его, как родного

Никаких особых способностей мастер курса за ним не замечал, ставя в учебных спектаклях в основном на лёгкие роли героев любовников, ловеласов смазливых прохвостов…

Этот актёр снялся в 38 фильмах, сыграл в 13 спектаклях в театрах и на телевидении. Картины с участием Игоря Старыгина были очень популярны, в него были влюблены первые красавицы страны и дочери сильных мира сего, многие женщины готовы были ехать за ним хот на край света.

Но концу жизни о нём почти забыли. Возможно, не очень хорошо на судьбе Старыгина отразилось то, что ему всё давалось очень легко.

Детство

Игорь появился на свет 13 июня 1946 года в Москве. Число 13 было с ним всегда: в детстве жил он в доме № 13 по Смоленскому бульвару, в классном журнале до восьмого значился под 13. Отец, пилот гражданской авиации, ушёл, когда Игорю был всего год.

Воспитанием мальчика занимались мама и бабушка, которая привила внуку аккуратность и щеголеватость. Мальчика никогда не наказывали, даже суровый дед, самым страшным наказанием было, когда с ним целый день не разговаривали, и смотрели сквозь него, словно его и не было.

Женское воспитание сказалось на его характере и внешности: долгое время он был капризным ангелочком и эгоистом, и детская инфантильность, как утверждали его жёны, сохранилась у него до самого конца.

Школа

В семь лет, как и положено, Игорь пошёл в школу. Плющиха и прилегающие улицы в Хамовниках были районом не очень благополучным, и оказаться в плохой компании было в порядке вещей.

Впрочем, Игорь был для этого слишком домашним, а вот по дороге в школу и назад получать от плохих компаний ему, интеллигентному мальчику, доводилось изрядно, ведь водить детей в школу в те годы было не принято. В этой школе четырьмя классами младше учился сын Вячеслава Тихонова и Ноны Мордюковой Владимир.

В то время его родители уже расстались, мальчик остался с матерью, и был, по сути, брошен. Он целыми днями пропадал на улице, учился плохо, и именно отца, а не маму, часто вызывали в школу. Вот тогда Игорь впервые увидел живьём Тихонова, с которым через несколько лет будет играть в одном фильме.

Театральная студия

Актёром Игорь становиться не собирался. Он очень хотел походить на деда и стать разведчиком: перечитал все книги, пересмотрел все фильмы про бойцов невидимого фронта.

Однако в пятом классе поддавшись на уговоры одноклассницы, которая ему нравилась, он пришёл в театральную студию при районном Доме пионеров, да так там и остался: ему понравилась атмосфера, репетиции, суета перед спектаклем, ему было интересно наблюдать, как девчонки из чего попало шьют театральные костюмы, которые после премьеры расползались на лоскутки.

Его звали на сцену, но он отнекивался, и, чтобы как-то оправдать своё присутствие, стал помогать студийцам, научился мастерить простенькие декорации.

ГИТИС

Игорь хотел поступить в МГУ на юрфак, потому что считал, что так легче попасть в органы, но экзамены в ГИТИС начинались на месяц раньше, и он, снова за компанию, решил попытать счастье. К экзаменам он не готовился, басню, стих, прозаический отрывок не учил, но его, единственного из всей компании, приняли, по большей части, из-за внешности.

Никаких особых способностей мастер курса Василий Орлов за ним не замечал, ставя в учебных спектаклях в основном на лёгкие роли героев любовников, ловеласов смазливых прохвостов. Зато девушки Старыгину прохода не давали, и никто не удивился, когда он пошёл в ЗАГС с первой красавицей курса Людой Исаковой – дочерью весьма состоятельных родителей.

Игорь вязать себя узами брака не торопился, и злые языки поговаривали, что Людмила Игоря на себе женила. Кто знает, может, это и правда, но семейная жизнь и впрямь не задалась, Старыгин закрутил очередной роман, и через год Исакова его выгнала.

«Возмездие»

В своём дебютном фильме «Возмездие», которую Александр Столпер поставил по роману Константина Симонова «Солдатами не рождаются» в 1967 году, Старыгин снялся, в тайне от всех: студентам театрального ГИТИСа категорически запрещалось даже близко подходить к съёмочной площадке.

Старыгин играл Рыбочкина, адъютанта комбата Ивана Синцова, которого играл Кирилл Лавров. В титрах Старыгин значился, как исполнитель роли, а не эпизода, но роль была очень маленькая, да и картина, в отличие от первого фильма «Живые и мёртвые», прошла почти незамеченной. Видимо, это и спасло Старыгина от скорой расправы.

«Доживём до понедельника»

В школьную драму «Доживём до понедельника» 23-летний Старыгин попал почти случайно: известному кинорежиссёру Станиславу Ростоцкому, искавшему молодых актёров, принесли пачку фотографий, и на Старыгина он внимания не обратил.

Однако Тихонов, уже утверждённый на главную роль учителя истории Ильи Мельникова сказал, что он этого парня где-то видел.

Жена Ростоцкого Нина Меньшикова, игравшая в этой картине карикатурного завуча школы и учителя словесности Светлану Михайловну, предложила мужу попробовать этого красавчика на роль Коли Батищева – отличника и довольно противного самовлюблённого и самоуверенного сверх меры девятиклассника.

Картина, что называется, прогремела у зрителей, получила Государственную премию СССР и главный приз Московского международного кинофестиваля.

«Адъютант его превосходительства»

Через год Евгений Ташков пригласил Старыгина в пятисерийный шпионский телефильм о Гражданской войне «Адъютант его превосходительства». Роль секретаря командующего Добровольческой армии генерала Владимира Зенновича Ковалевского, поручика, которого как ребёнка звали Микки, была небольшой, но там было, что играть.

В эпизоде, где адъютант командующего капитан Кольцов, он же разведчик красных, застал Микки, случайно подслушивающего разговор в кабинете Ковалевского, Старыгин играл испуг, смятение, панику, ужас, готовность, чтобы доказать, что он не шпион и не предатель, застрелиться на месте, причём всё это с интервалом в секунды.

И это, возможно, один из лучших эпизодов в карьере Старыгина. На съёмках этого фильма Старыгин впервые работал вместе с будущим Портосом – Валентином Смирнитским, игравшим белого капитана Евгения Ростовцева.

*

*

Московский ТЮЗ

Окончив институт, Старыгин приглашений от главных московских театров не получил, ехать на периферию не захотел, и поступил в Московский ТЮЗ.

Как все театры для детей, он считался прибежищем неудачников, хотя в разное время в ТЮЗах играли Олег Ефремов и Лев Дуров, ставили спектакли Валентина Сперантова, Анатолий Эфрос, Павел Хомский, Вениамин Смехов и другие звёзды советского театра и кино.

*

Новый брак

На репетиции своего первого спектакля «Зайка-зазнайка» по пьесе Сергея Михалкова Старыгин познакомился с Мирой Ардовой, которую все звали Микой. Она была замужем за известным режиссёром Борисом Ардовым, единоутробным братом Алексея Баталова, у неё была дочь Нина, через три месяца родилась Анна.

Игорю было 23, ей – 29, и у них начался бурный роман, о котором судачила вся театральная Москва. Мама Старыгина была категорически против этого брака, а семья Ардовых, несмотря на то, что он увёл жену у их сына, приняла его, как родного. Первое время Игорь и Мика жили у них, и Игорь даже подружился с брошенным мужем Борисом.

Ардовы и Баталов, используя все свои немалые связи «выбили» для них флигель во дворе своего дома на Большой Ордынке. Игорь сразу стал главой семьи, падчерицы его очень любили: Он, сам большой ребёнок, был с ними на одной волне и общался на одном языке.

«Красное и чёрное»

В 1974-м мастодонт советского кино Сергей Герасимов пригласил Старыгина в 5-серийный телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля. Норбер Де Ля Моль был человеком малосимпатичным, но женщины после этого Старыгина меньше обожать не стали.

В том же году Старыгин из ТЮЗа, где прослужил 15 лет, по приглашению самого Юрия Завадского перешёл в театр им. Моссовета, стал выходить на сцену с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом.

*

*

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

В 1978 году режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил 32-летнего Старыгина на пробы к фильму «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Первоначально в роли Арамиса режиссёр хотел снимать актёра Ленкома Александра Абдулова, но Михаил Боярский, осмелевший после того, как вместо графа Рошфора его перевели на главную роль, предложил Старыгина, который очень понравился ему в «Доживём до понедельника»:

Старыгин был, всё-таки, больше похож на французского аристократа, чем Абдулов. Юнгвальд-Хилькевич, едва увидев Старыгина, тут же его утвердил.

Исполнители главных ролей – Боярский, Смехов, Смирнитский и Старыгин подружились почти сразу, на площадку приходили с глубокого похмелья или вообще пьяные, и лишь Смехов не принимал участия в этих загулах.

Застенчивого Игоря друзья считали младшим, и постоянно его разыгрывали и вышучивали, хотя Боярский был на три года младше. Старыгин огрызался, за что его прозвали «Гюрзой», а Смехов, как самый старший, заступался.

На съёмках у всех мужчин было много поклонниц, но больше всех – у романтичного Старыгина. Игорь с трудом запоминал французские имена из романа Дюма.

Возможно, поэтому озвучивал Арамиса не сам Старыгин, а Игорь Ясулович, хотя, режиссёр утверждал, что тембр голоса Старыгина не сочетался с внешностью Арамиса. Пел за Арамиса Владимир Чуйкин из очень популярного тогда ансамбля «Коробейники».

Пока Игорь был на съёмках, у него родилась дочь Настя. Из роддома их забирали друзья Мики. Когда дочь стала взрослой, мать призналась, что этой беременности она была не рада, потому, что терпеть характер Игоря не было сил, и она решила, что ничто не заставит её оставаться рядом с ним.

После первого показа «Мушкетёров» по телевидению, популярность Старыгина унеслась ввысь, а для жены и падчериц начался сущий ад: девушки и женщины разных возрастов и социальных слоёв караулили его у дома, ничуть не стесняясь того, что он был женат.

Дай им волю, они бы палаточный лагерь под окнами разбили. Возле дверей флигеля лежали горы конфет, цветов и записок. Мира сначала огорчалась, плакала, жаловалась мужу, а потом, поняв, что это бессмысленно, перестала.

Развод

Однажды Старыгин попал в больницу. Жена разрывалась между театром, детьми и больным мужем. После репетиций в больницу её не пропускали, и она пробиралась окольными путями через приёмное отделение, пищеблок и даже морг.

Как-то она застала мужа в объятиях некой девицы. В то время им дали новую квартиру, Мика собрала троих дочерей, кое-какие вещи, и переехала туда, а Игорь остался во флигеле. Первое время они к отцу приходили, но, чем дальше, тем реже. Игорь называл Ардову своей единственной настоящей любовью, и очень жалел о разрыве.

В 1982-м Старыгин из театра им. Моссовета ушёл, пять лет оставался без сцены, пока в 1987-м Марк Розовский не принял его в свой театр-студию «У Никитских ворот». Прослужив там 8 лет, Старыгин на четыре года ушёл к Татьяне Дорониной в МХАТ им. Горького.

«Государственная граница»

После развода Игорь больше десяти лет прожил один, перебиваясь мимолётными связями. Он становился всё более и замкнутым раздражительным, и порой злость свою выплёскивал на детей, когда они изредка заглядывали к нему во флигель.

От мыслей о потерянной семье спасала работа. В 80-х Старыгин сыграл офицера царской армии Владимира Дановича в историческом телефильме Бориса Степанова «Государственная граница». На съёмках завязался роман с актрисой Мариной Дюжевой, которая недавно рассталась с мужем, Старыгин предложил ей стать его женой, но Марина отказалась.

За роль Дановича Старыгин получил премию КГБ СССР, и это немало помогло ему отстоять свой флигель, когда его признали аварийным – он до сих пор целёхонек. В то время Старыгин ненадолго женился на балерине Ирине Пуртовой.

*

*

Заслуженный артист РСФСР

В 1992 году Старыгин стал Заслуженным артистом РСФСР, и вскоре познакомился с ассистентом по актёрам Свердловской киностудии Татьяной Сухачевой – она пригласила его сняться в эпизоде, но ему не понравился сценарий, и он отказался.

Но знакомство продолжилось, спустя три месяца Татьяна стала четвёртой женой Старыгина и переехала в Москву. Им дали квартиру на улице Бахрушина, но и в этой квартире надолго Игорь не задержался: Татьяна ушла, купила ему маленькую двушку на последнем этаже. Там он и встретил свой 50-летний юбилей.

*

«Мушкетёры двадцать лет спустя»

Юнгвальд-Хилькевич пригласил Старыгина сняться в продолжении «Мушкетёров». Отказаться Старыгин не мог, и за год он объехал, чуть ли не половину бывшего Советского Союза: снимали картину в России, Одессе, Таллине, в пустыне Кара Кум.

Однажды верблюд сбросил Старыгина на песок, он почувствовал себя плохо, да и жара была ему противопоказана, но он никому ничего не сказал. Когда Старыгин вернулся в Москву, врачи назначили ему сразу четыре операции.

Первую, на шейной артерии сделали неудачно, и у него случился частичный паралич языка, он не мог выговорить половину букв алфавита, что для актёра было настоящей трагедией.

Были опасения, что речь вообще не вернётся, но Старыгин не сдавался, и за год сумел восстановить речь. В это время он попытался вернуть свою самую большую любовь, и снова сойтись с Микой, но и в этот раз не сложилось.

«Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»

В 1993-м вышел очередной фильм про мушкетёров – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», но ему было далеко даже до второй картины, не говоря уже о первой.

Кино умирало, Старыгин сидел без работы, но по студиям ролей не клянчил, и много пил. В начале 2000-х кино стало оживать, появились деньги и вполне приличные сценарии. О Старыгине вспомнили, стали звать на небольшие роли, его даже приглашали сниматься для глянцевых журналов – он был по-прежнему красив, появилась благородная седина, мудрость во взгляде.

В одном из таких изданий работала Екатерина Табашникова, которая была младше Игоря на 20 лет. Она стала последней женой Старыгина. Она делала всё, чтобы муж не впал в депрессию: зазывала в гости друзей, возила Игоря к Мике, дочери и внуку.

Возвращение в театр

В театр Старыгина вернула Ольга Анохина – в её антрепризах он сыграл в трёх спектаклях: «Пока мой муж ловит треску» по пьесе французского бульварного драматурга Жоржа Фейдо, «Сыновья его любовницы» Эдуардо Де Филиппо.

Последний раз Старыгин вышел на сцену в 2009 году – в спектакле румынского драматурга Михаила Себастиана «Безымянная звезда» он играл учителя музыки Удрю.

«Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»

В 2007-м Юнгвальд-Хилькевич решил снять заведомо провальное «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини». Все четверо «мушкетёров» хотели отказаться, но когда встретились, решили работать, просто чтобы побыть вместе, возможно, в последний раз.

Так оно и вышло: этот фильм стал последним в жизни Старыгина. Он выставил, по сути, ультиматум: сниматься будет лишь в том случае, если будет озвучивать себя сам. Режиссёр клятвенно пообещал, но всё равно обманул, за что Старыгин смертельно обиделся.

На съёмках ему было тяжело ходить, а ведь ему нужно было не просто ездить, а и скакать на лошади. Трудно сказать, сказался этот обман Юнгвальд-Хилькевича на здоровье Старыгина или просто так совпало, но через полтора года у него случился инсульт, и 8 ноября 2009 года не приходя в сознание, Игорь Старыгин умер в больнице. Арамис ушёл первым.

Оцените статью
Семья, несмотря на то, что он увёл жену у их сына, приняла его, как родного
Тело без утайки