Николай Караченцов. Недостижимая звезда советской эпохи.

Один из самых важных фильмов моего детства называется «Человек с бульвара капуцинов». В детстве я был уверен, что капуцин это какой-то цветок, да я и сейчас в этом уверен, хотя знаю, что на самом деле это такой вид приматов. Но почему-то вот необъяснимо отложилось у меня в детстве такое значение. И если говорить об этом фильме, то конечно тут сразу же и Андрей Миронов вспоминается и Леонид Ярмольник, и Михаил Боярский, но поговорить я хотел бы сегодня о Николае Караченцове.

Может быть, в этом фильме у него и не самая значительная роль, но дело в том, что там вообще собрали такое количество звёзд, что сложно кого-то выделить. Наверное, вообще это один из самых знаковых советских фильмов с точки зрения количества известных актёров. Целый букет звёзд же. Можно применять слово «букет» в таком контексте? Тем не менее, мне запомнился именно Николай Петрович там. Роль у него была какой-то яркой, и исполнил её надо сказать он великолепно.

История же этого человека началась в Москве и намного раньше, чем он снялся в том фильме, который меня поразил в нежном возрасте. Николай Петрович родился в столице и рос в самом центре, в районе Чистых прудов. Его отец работал в журнале «Огонёк», а мать в Большом театре. Надо заметить, что мама у будущей звезды советского кинематографа трудилась балетмейстером и кроме Большого театра ставила спектакли в Казани, Улан-Баторе, Лондоне. Сотрудничала она и с Вьетнамом и с Сирией. То есть логично, что в такой семье ребенок стал бы не инженером или электриком. Творческая интеллигенция всегда стремиться отдать своё чадо не на рабочую специальность. И осуждать её тут не за что. Тем более начинал Караченцов не на съёмочных площадках. Он окончил с отличием студию МХАТ и работал в театре.

Парадоксально то, что играл он на протяжении всей жизни не в МХАТе, а в театре Ленком. Но так сложились обстоятельства, что в 1967 году там не хватало актёров, и Караченцова взяли на работу туда. Там же он и сыграл свою главную роль. Это для меня в детстве Николай Петрович был человеком с телеэкрана. Но если смотреть на всю его карьеру уже из дня сегодняшнего я бы выделил такую вещь как «Юнона и Авось». Между прочим, этот спектакль был сыгран полторы тысячи раз. В этом и отличие театра от кинематографа. В кино можно сделать и сто дублей, но конечный продукт потом смотрят в записи. На Караченцова люди любили ходить живьём. Звездой он успел стать ещё при жизни. Во многом благодаря именно этому спектаклю.

С моей точки зрения эта опера одно из самых главных культурных явлений Советского Союза. Там и сама история невероятно красивая, и музыка фантастическая. К слову история основана на реальных событиях. И почему её до сих пор не попробовали экранизировать непонятно. Там ведь и нереальная романтика, и трагедия. Плюс грандиозная география, начинающаяся от нашего Красноярска и заканчивающаяся в американском Сан-Франциско. Впрочем, зная, что у нас сейчас снимают, может быть и действительно пусть лучше не пытаются трогать эту тему. Тем более у многих эта история навсегда уже будет ассоциироваться с Караченцовым. И надо сказать, что найти кого-то более подходящего на эту роль задача неподъёмная. Слишком уж яркий он был артист. И сравнивая, зритель наверняка будет отдавать свои предпочтения оригиналу.

Само собой можно вспомнить и «Приключения Электроника» и «Собаку на сене», да много ролей было у Николая Петровича, которые сделали его легендой. Но вот что интересно. Все его значимые роли были сыграны во времена существования Советского Союза.

В теории с приходом свободного рынка должен был появиться и какой-то прекрасный новый кинематограф. Но я лично из всего того что было снято в 90-е годы кроме «Брата» да «Особенностей национальной охоты» ничего и не вспомню толкового. А за целое десятилетие прямо скажем это немного. Видимо потому у нас так и не появилось сопоставимых новых звёзд кинематографа. Этот провал в целое десятилетие сказывается до сих пор. А ведь он ещё и отразился в целом на школе актёрского мастерства. Потому логично предположить, что сказываться он будет и дальше.

Караченцов же так навсегда и останется одним из самых главных наших актёров. Тех актёров на чьих ролях выросло не одно поколение. И рискну сказать, что подобные звезды были возможны только при Советском Союзе. Потому-то из сегодняшнего времени они и кажутся недостижимыми.

Источник

Оцените статью