— Я была влюблена мертвецки! — говорила Алиса Фрейндлих. — Еще не развелась со своим первым мужем, а думала только об Игоре Петровиче. Но я влюбилась на расстоянии, тайно, и два года мы так работали.
Союз замечательной актрисы Алисы Фрейндлих и художественного руководителя Ленинградского драматического театра им. Ленсовета Игоря Владимирова был удивительным: их связала любовь, как и многих, но помноженная на любовь к театру.
Владимиров «похитил» 24-летнюю актрису из театра имени Комиссаржевской, и долгие годы она была его королевой: он создавал спектакли, рассчитывая в первую очередь на супругу. Они росли в творческом плане вместе, и «их» театр им. Ленсовета был удивительно прекрасным явлением в нашей театральной жизни.
И все-таки этот союз распался…
- Свой первый брак Фрейндлих назвала «черновиком»
- «Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков — лучший театр Европы!»
- — Я любила Игоря, безумно ценила его талант режиссера и актера, — объясняла актриса. — Но он стал выпивать и распускать вожжи.
- Как сложилась личная жизнь Фрейндлих и Владимирова
Свой первый брак Фрейндлих назвала «черновиком»
Алиса Фрейндлих в 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Поступила на службу в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской.
Вскоре она сыграла в спектаклях «Время любить» и «Случайные встречи», для постановки которых пригласили Игоря Владимирова. О ней тут же заговорили, как о многообещающей актрисе.
Алиса и Игорь сразу же понравились друг другу!
— Меня поразило наше творческое единодушие, — вспоминала Фрейндлих. — А еще Игорь покорил меня своим чувством юмора, он в целом был потрясающим мужчиной. Высокий красавец, обаятельный, эмоциональный, эмоции менялись от буквально юношеской легкости до холодной мрачной глубины.
Владимиров, будучи старше актрисы на 16 лет, к тому моменту прошел долгий путь. Игорь родился в Екатеринославе (Днепропетровске), окончил Ленинградский кораблестроительный институт, воевал.
После войны он окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института. Начинал в качестве актера в театре им. Ленинского комсомола, потом перешел в БДТ, где играл на сцене и приобретал режиссерский опыт.
В 1960 году его назначили главным режиссером в театр им. Ленсовета, и с этим театром он был неразрывно связан вплоть до своего ухода из жизни в 1999 году. Алиса пришла в этот театр в 1961-м. С первым мужем, актером Владимиром Карасевым актриса развелась, поняв, что ее чувства с Игорем взаимны.
— Володя на меня страшно обиделся, когда в каком-то интервью я сказала, что это была старая знакомая студенческая любовь, продлившаяся полтора года. Даже где-то ляпнула «черновик». Хотя считаю, что это была «проба» или неопытная попытка узнать, что это такое, — вспоминала Алиса.
«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков — лучший театр Европы!»
Владимиров когда-то был женат, но, возможно, короткий брак тоже был «черновиком». А серьезные отношения у него были с актрисой Зинаидой Шарко.
— Вам не понять, в ней черт сидит! — объяснял Игорь свое увлечение.
У Шарко и Владимирова родился сын Иван, а вот жили влюбленные, не расписываясь в ЗАГСе. но считали себя мужем и женой, как и окружающие. Сын вспоминал, что отношения у родителей были бурными, оба дико ревновали друг друга, то ссорясь, то мирясь.
— Однажды мама нашла папину записную книжку, где он вел донжуанский список: продавщица, официантка, машинистка и так далее!
Она мудро промолчала, мужу все-таки 36 лет, не мальчик! Но когда отец в очередной раз устроил дикий скандал из-за ее прошлых увлечений, она сказала: «Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков — лучший театр Европы!» — рассказывал сын пары Иван Шарко.
Иван, к слову, носил фамилию отца. Но в 1960 году, когда ему было четыре года, родители разошлись со скандалом и больше не общались, а сына Зинаида переписала на свою фамилию.
Зинаида рассказывала, как причудливо распорядилась жизнь.
— В пятидесятые годы мы с моим театральным педагогом Борисом Зоном частенько встречались в Летнем саду. В ту пору я уже работала в театре, а он, возвращаясь с работы, шел к себе на Моховую. Встречаемся: «Зинуша, как дела? Какие роли играешь?» Я ему все подробно рассказывала, хвалилась, плакалась…
И вдруг однажды он мне радостно сообщает: «Зинуша, слушай, у меня на курсе такая девчонка учится! Ну, конечно, не такая талантливая, как ты — таких не бывает! Но очень способная и чем-то на тебя похожа, не внешне, а что-то в природе актерской общее… Запомни фамилию – Алиса Фрейндлих…»
Я запомнила. А вскоре оказалось, что она не только Зону приглянулась, но и моему первому мужу Игорю Владимирову…
Еще несколько лет спустя встречаю в Летнем саду любимого педагога. Он мне опять с блеском в глазах сообщает: «У меня на курсе такая талантливая девчонка! Нет, не такая, как ты, кто ж с тобой сравнится! Но интересная. Некрасивая. Но на тебя чем-то похожа. Далеко пойдет! Запомни фамилию – Тенякова».
После института эта ученица Зона пришла в БДТ, где я уже была не последней скрипкой. И, как известно, стала второй женой моего второго мужа — Сергея Юрского. Замуж я уже после этого не выходила, но и по Летнему саду ходить перестала.
— Я любила Игоря, безумно ценила его талант режиссера и актера, — объясняла актриса. — Но он стал выпивать и распускать вожжи.
А тогда, в 1961 году, Алиса и Игорь распрощались со своим прошлым и вступили в новую жизнь.
— Мы растили Театр Ленсовета как свое дорогое дитя, черпая в творчестве вдохновение и силы, — рассказывала Фрейндлих. — Наша любовь друг к другу переплеталась с профессиональной увлеченностью театром.
Игорь был большой умница, а я жадно, как губка, впитывала все, что муж знал, умел, мог, чем был богат. Это были счастливые, радостные годы!
В 1968 году родилась дочь Варвара. Владимирова обожали родные Алисы, особенно, ее мама. Игорь не забывал о сыне, тот свободно бывал в отцовском доме, наполненном атмосферой добра и творчества. И казалось, что счастье актрисы и режиссера будет длиться и длиться.
Владимиров был категорически против съемок жены в кино. Еще бы! Прима его театра не должна распыляться — репертуар ни в коем случае не должен подстраиваться под график фильма.
Так что, например, Эльдару Рязанову пришлось долго уговаривать режиссера отпустить жену на съемки в «Служебном романе». Он согласился, лишь получив клятвенные заверения, что ни один спектакль не пострадает.
Поэтому Фрейндлих почти месяц ночевала в поезде «Красная стрела», который возил ее между Москвой и Ленинградом и обратно. Актриса вспоминала, что работать с Рязановым было легко, поэтому она не выматывалась и спокойно перенесла нагрузки.
Кстати, Владимиров относился так не только к Фрейндлих, он абсолютно всем актерам запрещал сниматься в кино по той же причине: должна быть железная дисциплина, все репетиции и спектакли у нас четко по графику!
Но все-таки отношения у супругов стали портиться не из-за того, что Фрейндлих добилась большого успеха в кинематографе (все же, что ни говори, кино давало актерам огромную популярность, в отличие от известности среди театральных зрителей).
— Я любила Игоря, безумно ценила его талант режиссера и актера, — объясняла актриса. — Но он стал выпивать и распускать вожжи. Муж превратил театр в собственный бордель и думал, что я все стерплю!
Приглашал артисточек и прочих не для работы в театре, а для собственной забавы. В общем, и я позволила себя чуть-чуть свободы. Поклонники у меня всегда были, но в собственной шкале ценностей я себя ставила значительно выше доступных театральных «цензура».
Алиса с горечью говорила о том, что действительно долго терпела из любви к мужу, слушаясь его, как комнатная собачонка. Последней каплей стало присвоение Фрейндлих звания народной артистки и статья в газете под заголовком «Театр одной актрисы».
Владимиров был вне себя, а Фрейндлих окончательно поняла, что жить так дальше не намерена и после 20 лет брака подала на развод. Еще два года после расставания бывшие супруги служили в одном театре.
— С возрастом к тому же его характер изменился не в лучшую сторону. Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь, — рассказывала Фрейндлих. — Владимиров болезненно воспринимал мои успехи в кино, потом стал сниматься сам.
После развода мы еще какое-то время работали вместе, понимая на репетициях друг друга с полуслова, но в 1983 году я ушла в БДТ.
Как сложилась личная жизнь Фрейндлих и Владимирова
Алиса еще раз вышла замуж через год после развода с Игорем. Ее супругом стал актер и художник Юрий Соловей. С ним любимица публики прожила 14 лет, но карьера третьего мужа актрисы не складывалась, а Фрейндлих становилась всё популярнее, и ему нелегко было с этим мириться.
Да и разрыв актрисы с Владимировым сильно ударил по дочери, которая так и не смогла принять нового возлюбленного звездной мамы.
— Мне с Юрой было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались, — объясняла Фрейндлих.
Владимиров женился еще раз, когда ему было 74 года, на Инессе Перелыгиной. Молодая актриса, родом из Орла, служила в таллинском Русском драматическом театре. Она попала на прослушивание в театр им. Ленсовета.
Так и получилось, что Инесса нашла не только работу в престижном театре, но и любовь. Перелыгину не смущала разница в возрасте с Владимировым в 44 года, ей тогда было тридцать лет.
С режиссером она прожила шесть лет до его ухода из жизни. Под конец Владимиров тяжело болел, перенеся два инсульта и инфаркт, и, хотя он оставался художественным руководителем театра, постановками фактически занимался директор Владислав Пази. Инесса преданно ухаживала за тяжелобольным супругом.
А Фрейндлих после развода с Соловьем замуж больше не выходила. Ее семья — любимые дочь и внуки.
— Вниманием мужчин я не обделена до сих пор. Но мне хорошо с собой. Одиночество — любимая краска на сцене, когда я играю, — осенняя и спокойная. Мужчина сейчас мне нужен, когда что-то ломается. Тогда я вызываю слесаря, — отшучивалась актриса.
Игорь Владимиров, несмотря на развод, был и остается для актрисы одним из самых главных людей в ее жизни.
— Перед выходом на сцену я молюсь. Прошу прощения у моих родных, у дорогих мне людей: папы, мамы, Игоря Петровича, если я что-то делаю не так. Потому что у меня совсем мало горючего остается. Где-то на самом донышке. И я прошу их мне помочь. Ну хотя бы немножко, чуть-чуть.