«Красота травы и неба…». Актриса Татьяна Бестаева

Блистательная, ослепительно красивая Татьяна Бестаева в молодости считалась одной из самых красивых актрис Советского Союза. Она не оставляла равнодушными к себе ни зрителей, ни своих коллег по искусству. Мужчины её желали, женщины ей завидовали. В 1960-е годы она будоражила умы московской богемы. Но не только неповторимой красотой, но и своим незаурядным талантом.

Она родилась в Южной Осетии, в Цхинвали, но в совсем младенческом возрасте переехала с родителями в Москву. В том, что Татьяна Бестаева пошла по актёрской стезе мало удивительного. Её папа был известный актёр, любимец Сталина — Лади Бестаев, и в своё время прославился, играя в немом кино. В итоге, под влиянием отца Татьяна пошла в актрисы. Курс у неё был звёздный: Леонид Куравлёв, Тамара Сёмина, Наталья Кустинская, Светлана Дружинина, Софико Чиаурели.

Ещё со студенческих лет Татьяне приходилось конкурировать со своими однокурсницами Н. Кустинской и С. Дружининой. Натянутые отношения с ними она так и не смогла выправить, и особо не контактировала с ними всю жизнь. Все три юные актрисы были сногсшибательно красивы, но по актёрскому таланту Татьяна была, пожалуй, на голову сильней их двоих.

Правда, так получилось, что Т. Бестаева окончила ВГИК годом позже. Виной тому стала её самовольная отлучка на съёмки в музыкальную комедию «Матрос с «Кометы». Её педагог Борис Бибиков оставил её на второй год. Но наверное Татьяна не пожалела о своём решении. Роль Леночки Шуваловой ей удалась. Картина имела большой успех у публики. В фильме играли многие звёзды того времени, от Николая Крючкова и Ивана Любезнова до юной поросли красавиц: Майи Менглет, Татьяны Бестаевой. В небольшой роли итальянки снялась никому не известная, но в будущем знаменитая звезда подиума Регина Збарская.

Попутно, доучиваясь во ВГИКе, Татьяна снялась еще в двух картинах: в роли Летты в фильме «Мост перейти нельзя» и Лючины в «Роман и Франческа». Её экзотическая природная красота в то время впечатляла.

В «Романе и Франческе» Татьяна играла вместе со своей закадычной подругой Люсей Гурченко. Последняя хоть много и рассказывала про свой тяжелый неснимаемый период с 1958 по 1973 год, тем не менее невероятно много играла, в том числе и главные роли. Бестаева настолько мощно сыграла роль Лючины, что Гурченко на её фоне выглядела в фильме как-то бледно.

Л.М. Гурченко считала её более красивой, чем она сама. Говорила, что красота Бестаевой «биологическая», природная, такая, какая бывает у неба или травы. В своих воспоминаниях о фильме «Роман и Франческа» Л. Гурченко писала: «Когда я видела Таню, почему-то съеживалась и уступала дорогу её красоте. Боже мой, что началось на Киевской киностудии, как только Таня Бестаева вышла, нет! — вынула свою красивую ножку из машины… Вот это был фурор! По студии шла бело-розовая блондинка в сопровождении гувернантки-секретарши в сереньком платьице с беленьким воротничком (это Л.М. пишет о себе)… В общем, все кончилось тем, что Таню утвердили без проб. А мне назначили пробу».

Даже трудно сказать почему Бестаева и Гурченко подружились. Они не учились на одном курсе ВГИКа. Гурченко была постарше, поопытней, рано вышла замуж. Татьяна помогала подруге нянчить ребёнка и у них были самые доверительные отношения.

Но часто так получалось, что и мужчины, что толпой ходили как коты вокруг них, и влюблялись в них обеих. Наверно ещё поэтому и мужья двух подруг были не в силах совладать с собой и преступали черту дозволенного. Впрочем, тут трудно всё собрать в единую картину. Но известно, что у Гурченко был роман со вторым мужем Т. Бестаевой композитором и музыкантом Евгением Столяровым, а у Татьяны был серьёзный роман с И. Кобзоном.

Людмила Марковна сама рассказывала, что она доверила Бестаевой дочь и поехала на съёмки «Белого взрыва» на Кавказ, а приехав поняла, что Кобзона и её подругу окутало глубокими любовными чувствами. Но на самом деле тут всё было не совсем так, ибо И.Д. Кобзон был увлечён подругой своей жены еще задолго до своего брака с Гурченко. Ещё во времена её съёмок у С. Параджанова. Как там всё было теперь понять сложно, но к концу 60-х годов подруги охладели друг к другу.

Самая мощная, ярчайшая роль в кино у Татьяны Бестаевой была в великом фильме Сергея Параджанова»Тени забытых предков». Бестаева сыграла в картине одну из главных ролей, колдунью Палагну. Она была там невероятно красива, и наряды, придуманные Параджановым, так были ей к лицу, что глядя на неё у многих мужчин дух захватывало. Одним из воздыхателей актрисы, посмотревшим этот фильм раз двадцать, был Жерар Депардье. Дело дошло до того, что он даже приехал в СССР на три дня на встречу с актрисой и сделал ей предложение. Она отказала ему, хотя в тот период была свободна. Кстати, именно в этой картине Бестаева, пожалуй, первой из советских актрис снялась совершенно обнажённой.

Да, в 1960-е годы актриса была настоящей светской львицей, у которой были толпы поклонников. Менялись мужья, подруги, не менялся только театр. Даже трудно сказать почему Татьяна Владимировна Бестаева была так предана Театру им. Моссовета. Ещё более трудно понять почему дипломированная актриса кино сразу по окончании ВГИКа пошла работать в театр.

Впрочем, возможно и на это есть своё объяснение. Ю. А. Завадский в начале 60-х годов со своим знаменитым театром тяжело переживал смену поколений. В театр перестали ходить зрители. Режиссер мечтал с помощью талантливых молодых актеров возродить былую славу своего театра, которая в последние годы заметно пошла на убыль. И стоит сказать ему это удалось. В 1960-е годы в театр влилась молодая, свежая кровь: М. Терехова, А. Леньков, В. Бероев, Т. Бестаева, Г. Бортников, Э. Бруновская, Н. Богунова, Ю. Кузьменков и другие.

А ещё в театре в 1966 году появилась красавица, и тоже осетинка, Земфира Цахилова. После чего троицу — Вадима Бероева, Татьяну Бестаеву, Земфиру Цахилову в театре стали называть «Осетинский кишлак». Причём Татьяна Бестаева возмущалась: «Почему кишлак? У нас в Осетии нет кишлаков». Но название прижилось.

Татьяна Владимировна Бестаева проработала в Театре им. Моссовета 60 лет. Она сыграла на этой сцене больше сорока ролей и продолжала играть почти до самого конца своей жизни, даже тогда, когда ей ампутировали стопу. За роль Капы во «Вдовьем пароходе» актриса получила театральную премию. Т. Бестаева прекрасно играла в паре с В. Марецкой в знаменитом спектакле «Странная миссис Сэвидж». Многое о Татьяне говорит тот факт, что её очень любила и ценила Ф. Г. Раневская.

Очень жаль, что пока актриса была неотразимо красива, она мало снималась в кино. После Палагны этих киноролей наберётся полтора десятка. И то, они все были маленькие. Как например стиляга Мэри в «Иностранцах», невеста Коржикова Лена в «Зелёном огоньке», француженка Жанет из «Семь стариков и одна девушка».

Были роли значительные, как, например, главная роль в казахском кинофильме «Снег среди лета». Но этот фильм мало кто увидел в то время, да и сейчас его копию с трудом можно нарыть в инете. Была роль диспетчера Мурки в кинокартине «На диком бреге». В 70-е годы актриса немного засветилась в кино, но это было уже не так ярко. Татьяна Бестаева относилась к такому типажу южных женщин, у которых после 35-40 лет от былой яркости оставалась лишь половина. Последний раз на экране актриса появилась в середине 80-х в очередной серии «ЗнаТоКов» в роли Мани — скупщицы краденного.

Зато ей повезло наконец в любви. Когда Бестаевой было под сорок лет, она встретила наконец мужчину своей жизни. Её избранником стал Кирилл. Как вспоминала сама актриса: «Я всегда любила умных мужчин и часто шутила — мне красивого не надо, я красивая сама. Ну, а получилось так, что умного я встретила только в 38 лет, в 39 вышла замуж. В нашем союзе всё было красиво, благородно, надёжно и легко. Я верила, что наша жизнь будет очень долгой и счастливой. Мы прожили вместе 22 года».

Кирилл, который был, кстати, из дворянского рода князей Оболенских, ушёл из жизни на рубеже веков. После этого Татьяна Владимировна опять осталась одна. Но стоит сказать, она прожила очень достойно остаток своей жизни. 84 года — очень достойный возраст земного времяпребыванья…

Сейчас, в наше гламурное время, Татьяна Бестаева знаменита разве что дружбой с Гурченко и своими любовными историями. вытащенными наружу. Но Татьяна Владимировна была актриса от Бога, и жаль, что многие забыли, что она прежде всего знаменита своим беззаветным служением театру и киноискусству, которым она посвятила всю свою жизнь.

Источник

Оцените статью